Мастерим рождественскую погремушку из соломы

Мастерим рождественскую погремушку из соломы

Раньшее считалось, что на Святки (позже – на Рождество) черта между мирами людей и духов особенно тонка, и злые силы легко могут её переступить. Чтобы отпугнуть нечисть, сложился обычай шумно и весело праздновать, звонить в колокола, устраивать весёлые игры, ходить по домам, будить спящих, шутить и петь песни.
Вот для отпугивания этих самых злых духов смастерим декоративную погремушку, с которой можно пойти встречать Новый год на улицу или в гости и немножечко погреметь.
Вам потребуется:

Погремушечка. Мульт-песенка, видео для детей. Наше всё!

  • 24 соломины шириной 1 см и длиной по 15 см;
  • деревянная шпажка;
  • золотистые ленты для украшения;
  • клей ПВА.

Конечно, мало у кого сейчас дома найдётся солома, поэтому для поделки можно также взять полоски дизайнерского картона или просто плотной бумаги.
Для наглядности мастер-класса я буду демонстрировать на бумаге, окрашенной разными цветами с 2-х сторон.
Основная деталь композиции – кубик, который выполняется из 6-ти деталей (4-х боковых, верхней и нижней граней). Каждая грань представляет собой квадратик, который плетётся следующим образом (ниже дана графическая хема):
1. Четыре полоски уложите на плоскости изнаночной стороной вверх (соломенные ленты — матовыми сторонами вверх) и концами склейте их в шахматном порядке в квадратик.

2. Правую полоску переложите налево (шаг 1 схемы).

3-4. Нижнюю полоску переложите вверх, а затем перегните на другую сторону детали (шаг 2 схемы).

5. Левую нижнюю полоску отогните назад и уложите слева направо (шаг 3 схемы).
6. Оставшуюся левую полоску переложите направо (шаг 4).

Вот те же шаги, только схематично:

7-8. Теперь верхнюю полоску переложите вниз, а затем перегните на другую сторону детали (шаг 5 схемы).

9. Правую верхнюю полоску отогните назад и, уложив справа налево, закрепите под плетением (шаг 6-7 схемы).

10. На этом фото 10 деталь показана с обратной стороны (шаг 8 схемы).

Вот те же шаги, только схематично:

11-12. Таких деталей выполните 6 шт. Две из них отложите (для донышка и верха кубика), а у 4-х (предназначенных для боковых стенок) отрежьте верхний и нижний концы (на фото 11 – вид с лицевой стороны, на фото 12 – с обратной).

Игрушка-погремушка мишка Тедди крючком

13-14. Четыре подготовленных квадратика скрепите оставшимися боковыми полосками, просовывая их с изнаночной стороны под длинные переплетения. На фото 13 – вид с лицевой стороны, на фото 14 – с изнаночной).

15. Полученную плетёную полосу соедините в кольцо.

16. Теперь выполните дно кубика, вставляя в шахматном порядке концы соломин под переплетения на боковых гранях. Внутрь можно положить одну или несколько бусин для погремушки.

♥♥ погремушка СЛОНЕНОК ♥ МК ♥ вязание крючком ♥♥

17. Отверстие закройте верхней гранью, вставляя в шахматном порядке концы соломин под переплетения на боковых гранях.

18-19. Все хвостики, идущие от донышка заплетите в шахматном порядке под переплетения верха, а соломины верха – под переплетения донышка (так кубик будет плотнее).

20. Оставшиеся концы также можно заплести по всей длине, а лишнее отрезать. Кубик наденьте на шпажку и украсьте декоративными элементами, известными из соломоплетения (бусинами, звёздочками, квадратиками) и тесьмой.

Освоив плетение «кубик» несложно будет разобраться, как сплести «звёздочку», «квадратик» и «бусину» — декоративные элементы, применяемые в традиционном соломоплетении.

Декоративный элемент «восьмиконечная звёздочка».

1. Возьмите четыре ленты длиной по 15-20 см и уложите их на плоскости изнаночными сторонами вверх. Каждый короткий кончик нижней ленты загните на верхнюю ленту.

2. Затем перегните каждую ленту к себе и выровняйте параллельно следующей (шаг 2).

3. Последнюю из загибаемых лент проденьте в образовавшийся “карман”.

4. Полученное плетение переверните на обратную сторону.

Вяжем погремушку бегемота крючком.

5-8. Выполните лучи звезды первого ряда, повторяя для каждой полоски шаги 5-7 и проденьте последний конец в образовавшийся карман для закрепления.
9. Полученное плетение переверните на обратную сторону.

♥♥ деревянные колечки для погремушек с AliExpress ♥♥

10-13. Выполните лучи звезды второго ряда, повторяя шаги 10-12, и проденьте последний конец в образовавшийся “карман” для закрепления и аккуратно обрежьте концы вровень с центальным квадратиком.

Декоративный элемент «квадратик».

1. Возьмиье четыре ленты длиной 10-12 см и уложите их на плоскости изнаночными сторонами вверх. Каждый короткий кончик нижней ленты загните на верхнюю ленту.
2. Последовательно перегните три ленты к себе и выровняйте параллельно следующей.

3. Последнюю из загибаемых лент проденьте в образовавшийся “карман” .

4-5. Теперь плетение переверните на обратную сторону и повторите шаги 2-3. Концы лент затяните и аккуратно обрежьте так, чтобы они не выступали за границы плетения.

Декоративный элемент «бусина».

1. С правого конца ленты отогните квадратик так, чтобы лента повернулась своей лицевой стороной. Затем оберните квадратик лентой 7-8 раз и сильно прижмите пальцами места сгибов, чтобы при развороте ленты на ней осталась разметка.

2. Правый конец с 2-мя квадратами отогните на ленту лицевой стороной, чтобы они совпали с двумя другими квадратами на изнаночной стороне ленты. Большим и указательным пальцами правой руки возьмитесь за крайний от себя уголок.

3. Поворачивая уголок к себе, подогните правый квадратик так, чтобы он совместился лицевой стороной с изнаночной стороной 4-го по счету квадратика на полоске. Придерживая совмещенные квадратики левой рукой, правой возьмите уголок и, отгибая его от себя, накройте им совмещенные квадраты. Получится пирамида с двумя гранями.

4. Далее возьмите эту пирамидку за углы основания 2-мя пальцами правой руки и переверните её на следующий квадрат, размещенный на полоске, так, чтобы квадратная сторона пирамидки полностью совпала с этим квадратом.

мастер-класс: простая вязаная ПОГРЕМУШКА

5. Затем возьмитесь за уголки основания пирамиды справа и опять опрокинь её на следующий квадрат полоски. Если все предыдущие операции выполнены правильно, то полоска сама будет накручиваться на бусину. Обкрутив бусину несколько раз, конец полоски срежьте на уголок, просуньте его под одну из сторон заплетённой бусины, подтяните и обрежь вровень с краем.

Что такое Дидух? Пошаговая инструкция, как смастерить Дидуха самостоятельно

Согласно украинским рождественским традициям 6 января в дом главой семейства, после восхождения на небе первой звезды, вносится соломенный Дидух, и размещается на самом почетном месте. Это один из главных символов Рождества для украинцев. Перед началом застолья, часть соломы разбрасывают по полу, а часть кладется под скатерть, и лишь потом покрывается белой материей, на которой размещают 12 постных блюд, согласно числу апостолов. Всё это многовековая украинская традиция. Что означает этот Дидух? На что он похож? Как сделать Дидух своими руками? На все эти вопросы постараемся дать ответы.

Что такое Дидух?

Дидух – это главный украинский символ рождества, который означает богатство, благополучие, достаток дома, где он размещается. Считается, что это некий оберег, который способен настолько защитить жилище, что в народе ходит сказание: «Как только Дидух на порог, беды и несчастья – идут вон». По сути, это «человечек», который мастерски сплели из колосков пшеницы или ячменя, ему придали определенной формы, выстраивая специальные ряды, плотно фиксируя и зажимая веревку. Украшение и различные дополнения соломы, делают из Дидух реальным «хозяином» праздника.

История возникновения дидуха

Следует отметить, что Дидух – это символ Рождества, поэтому его «корни» лежат именно в Библии. Как известно, Иисус Христос был рожден в хлеву, среди животных, где было очень много сена – колосьев пшеницы. Именно небольшим стогом сена были забиты все щели в том хлеву, чтобы максимально удерживать тепло. Далее, предки решили, что создавать Дидуха следует из колосков, которые собраны с урожая, а именно – последняя охапка. В народе верят, что созданный Дидух именно из собранного урожая, поможет в обретении богатства, а также благотворно повлияет на урожай следующего года. Также сеном обильно усыпают пол в доме, создавая подобные условия, в которых рождался Всевышний.

Если копнуть глубже и прийти к трактовке значения слова «дидух», то летописи уверяют, что это «дух предков», поэтому именно их мы почитаем, принося в дом этот символ, устанавливая на почетном месте. Таким простым способом вы почитаете духов своих предков, показываете, что они всегда с вами и являются главным оберегом вашего дома. Это некая «жертва природе», которая благоприятно воспринимается и ценится.

Из чего состоит Дидух, значение каждой части

Те, кто хотел бы своими руками создать Дидуха, должен знать, что это не просто произвольный сноп, а образ, у которого продуманы абсолютно все детали. По правилам, Дидух состоит из трех частей, которые должны быть равноправными и состоять из «снопиков», которые создаются из семи колосков. Эта цифра выбрана неспроста, а означает количество дней в недели, а также связь между поколениями. Готовые «снопы» разделяют на будущее, прошлое и настоящее – главные части Дидуха. Вывод, этот рождественский символ показывает, что хозяева почитают прошлое, довольны настоящим и надеются на светлое будущее.

Пошаговая инструкция – как сделать Дидуха своими руками

  1. Начинать следует из подготовки материала – соломы. Для этого вам понадобится любые колоски – пшеница, ячмень, просо, овес или лён. Идеально создавать Дидуха, из только что собранной соломы. Если этот вариант невозможен, и вы делаете из сухого материала, то его следует изначально ненадолго замочить в теплой воде, придавая прутьям эластичности. Для создания Дидуха понадобится плотная веревка, которую еще называют «бочковой».
  2. Далее, следует разложить колоски согласно размеру, формируя маленькие «снопики», которые по традиции состоят из семи колосков. Плотно и качественно свяжите их сразу под завершением колосков. Таким образом, перед вами получился «снопик», у которого красиво, под острым углом расположены колоски. Это и будет основной материал для дальнейшей работы, поэтому смело нужно начинать их делать в большом количестве, а именно – 17 штук.
  3. Верхушка Дидуха – это условное «будущее», поэтому именно с него и стоит начинать. Для этого вам понадобится 5 снопиков, которые располагаются таким образом, что самый красивый будет возвышаться над четырьмя, что по очередности к нему фиксировались веревкой. Расположение четырех «снопиков» должно быть на 4 см ниже первого. Все пять компонентов следует очень плотно связать в том месте, где заканчиваются колоски, образуя очень красивый «веерок». Для большей и надежной фиксации, можно использовать клей из пистолета, но только для закрепления начального кончика веревки.
  4. Оставшиеся «снопики» – 12 штук, мы делим на две части – «настоящее» и прошлое». Чтобы они выглядело очень эстетично, следует каждый снопик обкрутить веревкой примерно 4 см. Далее останется только правильно их закрепить.
  5. Последующие 6 «снопиков» вы снова опускаете на 5 см от части «будущего». В центральный моток веревки, которым была сделана верхушка, вы продолжаете добавлять и закреплять по периметру 6 «снопиков», превращая их в «настоящее».
  6. Переходим к «прошлому», но лучше всего его 6 «снопиков» разместить по кругу не в один ряд, а слегка опускаясь вниз, создавая некие «ступени». Достаточно будет, если главную нить вы обмотайте 3-4 раза, далее в круговом порядке разместите следующий «снопик», и так все шесть. Зафиксировать край веревки можно клеем, но очень аккуратно, или же завернуть край вглубь с помощью спицы. Основные компоненты готовы.
  7. Оставьте от последнего ободка веревки, примерно 2 см, и снова плотно стяните солому, щедро окутав веревкой, вровень с толщиной, что выше. Расстояние нужно для того, чтобы декорируя потом Дидуха, все компоненты четко прослеживались. Весь низ делить следует на ровные три части и закрепить веревкой. Это и будут «ноги» Дидуха. Их следует качественно и плотно обмотать веревкой, примерно на 8-10 см. Не нужны узлы, спрячьте спицей края веревки внутри прутьев.
  8. Когда «три ноги» готовы, смело острым ножом одновременно отрезаете все три ноги, оставляя корешки примерно в 2 см. Для большей красоты, постарайтесь преобразить срезы, проверьте их ровность, и при необходимости, слегка пройдитесь по низу наждачной бумагой, ведь таким простым способом, вы уберете всё лишнее. Ваш Дидух готов.
  9. Последним этапом станет декорирование. Для преображения следует использовать ленты, живые цветы, или те, что сделали своими руками.

Дальнейшая «судьба» Дидуха

После того, как Дидух сделан, все празднования Рождества прошли, что же с ним происходит дальше? Неужели на мусор? Конечно же, нет. Это большой грех. В домах Дидух стоит до 19 января. Существует несколько способов, куда использовать Дидуха после праздников.

Погремушка-грызунок крючком.

  1. Сжигание. Проводился некий ритуал в древности. Перед Старым Новым годом в кругу большой компании и гуляния, Дидуха сжигали. Действие сопровождалось танцами и песнями.
  2. Сжечь, окропить дом и улучшить качество фруктовых деревьев. Существует традиция, что сжечь следует только часть Дидуха, ведь из колосков делали «кисть», которой окрапливали свое жилище. Также часть колосков закрепляли на деревьях, для хорошего урожая фруктов.
  3. Обмолотить зерно, а солому сжечь. Еще одним поверьем служит, что колоски обязательно следует обмолотить, и именно их включить в посевной материал, а остатки, просто сжечь на дороге.

Разумеется, такая красивая символика доступна и в продаже, особенно в городах Западной Украины, но куда приятнее смастерить своего собственного Дидуха, тем более, что это сделать совсем не сложно.

Дидух – это один из главных украинских символов Православного Рождества. Как смастерить «связь с предками» своими руками, и какие особенности имеет этот соломенный образ, читайте в этой статье.

Исторические традиции использования соломки в декоративных целях

Использование соломы злаковых растений для изготовления и декорирования предметов домашнего обихода относится к тому периоду, когда было освоено земледелие, когда с культивированием злаков образовался источник сырья – солома. Издавна человек ценил не только хлебный колос, но и стебель – прекрасный поделочный материал. Этот материал не требовал затрат на заготовку или приобретение.

Первоначально солома использовалась как поделочный материал только в утилитарных целях. Соломой крыли крыши, утепляли дом, использовали для изготовления постели, обуви, головных уборов, хозяйственной утвари.

Но солома представляла для крестьян не только материальную ценность. Земледельческие народы наделяли ее особой духовной сущностью, приписывали ей силу плодородия, способность воздействовать на крестьянскую жизнь, поэтому ей отводилась значительная роль в обрядности. Солома была незаменимым пластическим материалом для создания обрядовых атрибутов и украшений.

ЧАСТЬ 1.Погремушка рыбка вязаная крючком./Fish rattle

Наиболее интересна и разнообразна жатвенная обрядность: украшали первый и последний сноп, сплетали из колосьев венки, оставляли на жниве заплетенные последние колоски. Венки из колосьев служили для украшения голов жниц, их дарили вымышленному и могущественному хозяину поля. В Венгрии и Польше – плели венки дожинок в форме колокола или короны. Плели жатвенные чучела (В Германии – «мать хлеба», двойное чучело – снаружи – 3-4 снопа, внутри куколка из колосков; в Шотландии – «дева урожая» чучело 8-30 см.) Из последнего снопа делали хлебного волка (хранили над дверью дома до следующего урожая). Атрибут масленицы, Ивана Купалы и др. народных праздников – соломенное чучело (как бы подношение жертвы богам, чтобы снискать их милость). Чучела сжигали и разбрасывали по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Еще один элемент народных обрядов – ряженье в солому (на Рождество, масленицу, Пасху, во время народных карнавалов) Ряженые оборачивались снопами, обкручивались соломенными плетеными косами. Обязательным элементом костюма была конусообразная шапка из соломы.

В 19 веке обрядовые атрибуты жатвы приобретали стилизованные, декоративные формы, которые воплощались в более сложных приемах плетения. Последний сноп стали заменять подвесными украшениями, подвесками в виде сосулек с колосками (Польша, Венгрия). Получили распространение жатвенные букеты, которые устанавливали в домашних алтарях и церквях как символы плодородия. (Англия, Ирландия). Во время жатвы из соломы плели искусные поделки: кресты, пирамиды, серпы, якоря, мельницы, урожайные банты. В конце 18 в.в. для сельских церквей на Полесье были созданы соломенные врата (ныне хранятся в Музее белорусского народного искусства). Здесь солома является не только декоративным материалом, но и несет аграрную символику (дер. Лемешевичи и Вавуличи на Пинщине). Украшение иконостатсов соломенными вратами было распространено не только на Полесье — Борисоглебская церковь (Гродно)

Обрядовое творчество с соломой заложило основу соломоплетения, сформировало основные ремесленные и художественно–образные приемы этого вида ДПИ

Самым древним было спиральное плетение. В домашнем обиходе из соломы плели сосуды и корзины, незаменимые для хранения зерна и муки, переноски продуктов, сбора грибов и ягод. Плотно сплетенные из жгутов, они не уступали по прочности деревянным бочкам, часто даже не пропускали воду, обеспечивали необходимую вентиляцию, были прочными и долговечными. Утварь была разнообразна по формам и размерам, которые определялись назначением. Все они были округлые по форме.

Погремушка- коровка

Емкости типа бочки «кузуб», «шиян», «короб», «корчага», «соломяник»

Емкости такой же формы, но меньшего размера – для хранения продуктов – «кубел» или «коробка»

Емкости типа корзин – для переноски продуктов, сева зерна, имели ушки или петли – «севни», «лубки»

Небольшие соломенные корзинки (15-20мм) использовались как мерные емкости при торговле зерном – «гарнец»

ПОДЕЛКИ ИЗ бумажных трубочек Музыкальные погремушки

Помимо предметов домашнего обихода, из соломы изготавливали разнообразные шляпы методом спирального плетения и путем сшивания плетеных соломенных лент.

Предметы обихода и шляпы изготавливали не только для себя, но и для торговли с Киевом, Вильно, Вятской, Оренбургской и Нижегородской губерниями России, Варшавой.

Крестьянские дети и молодежь плели украшения – соломенные кольца, бусы. С начала 19 века получила распространение плетеная шкатулка.

Замечательное изобретение народного декоративного искусства – подвесные украшения из соломы, которые вывешивали в доме обычно к праздникам, играли обережную роль. Их называли «пауками». Они собирались из соломенных трубочек, украшались декоративными элементами. Были шарообразными, пирамидальными, ромбическими.

В народном искусстве белорусов соломка применялась не только для различных видов плетения, она служила также незаменимым пластическим материалом. Скрученные, согнутые и связанные пучки соломки превращались в руках народных мастеров в кукол, фигурки животных и птиц. Эти маленькие скульптурные произведения в основном делались на свадьбу или во время праздников – Рождества. Пасхи, в дни, когда встречали приход весны. В некоторых районах России соломенные фигуры наряжали на масленицу в тех домах, где были молодожены. Вместе с тем, основное назначение соломенной куклы в крестьянской жизни – игрушка, забава, развлечение и не только для детей, но и для взрослых. Куклы из соломы, хрупкие и непрочные, были привлекательны тем, что в них имелся секрет – они могли двигаться, чего лишены были игрушки деревянные, глиняные и тряпичные.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками крестьянского дома, семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Небольшое количество соломенных кукол середины XIX — начала XX века, имеющихся в разных музеях, свидетельствует о том, что они почти не отличаются друг от друга, хотя и были созданы разными народами. Они также условны, лаконичны, нерасчленены, как и традиционные народные деревянные и глиняные куклы. При отсутствии деталей, черт лица соломенные куклы удивительно образны, они узнаваемо передают женский облик, с характерной для народного костюма перетяжкой по линии или выше талии и колоколом юбки. И, вместе с тем, они зримо ассоциируются с перевязанным снопом хлеба. Конструкции кукол очень просты, выполнены из одного — двух пучков соломы, скрученных и связанных между собой. Русские куклы — стригушки (после их связывания неровные концы соломин по краю юбки подстригались), хранящиеся в Русском и Загорском музеях игрушки, имеют заплетенные в косички руки и детали одежды из цветных лоскутков — косынки, фартуки.

Любители народного искусства знают по выставкам и многочисленным публикациям знают имя пензенской мастерицы соломенной игрушки Е. Медянцевой. В ее творчестве неожиданно появился один из самых архаичных приемов изготовления куклы из соломы. Мастерица создает куклу из одного пучка соломы, закручивая тугой петлей прическу.

Соломенная кукла осталась первозданной — архаической и донесла до нас простейшие, но очень рациональные пластические и конструктивные приемы создания в этом материале образа человека.

Изображения из соломы различных животных и птиц также связанно с народными обрядами. Фигурки из соломы, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол. Соломенных птиц часто подвешивали над столом рядом с «пауком» или подвязывали к нему. Почти невесомые, они, словно в полете, парили в воздухе. С соломенными жаворонками в первые теплые дни после зимы звали — «гукали» весну. Конь из соломки принимал участие» в свадебном обряде. Такие фигурки, конечно, были и детскими игрушками

Так же как и в куклах, в соломенных фигурках народные мастера умели лаконичными художественными приемами передать характерные черты и особенности облика животных и птиц. Конструктивные приемы, применяемые в народе для создания соломенных фигурок, очень просты. В них сконцентрировался многовековой художественный опыт пластической работы с этим материалом. Почти забытый сегодня в крестьянской среде, он нашел свое яркое воплощение в работах современных мастеров белорусской соломки.

МАСТЕР КЛАСС Погремушка зайка с вышивкой рококо

Соломка являлась не только самостоятельным поделочным материалом, использовалась и в качестве отделочного, в основном, в инкрустации. Создавая необходимые предметы быта из дерева и других плотных материалов, деревенские мастера стремились их украсить. Вместо дорогих и редких материалов использовали дешевую доступную соломку. В Польше, Чехословакии, России соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамочки для фотографий, шкатулки, табакерки. Несложные по своему конструктивному решению предметы, орнаментированные узором геометрического или растительного характера, приобретали красоту и выразительность.