Мастерим колье в технике Витраж Тиффани

Мастер-класс по созданию витража в технике «Тиффани». Изготовление панно «Лист клена» (часть №1)

В данном мастер — классе приведен пример изготовления небольшого витражного панно.

Необходимое оборудование и расходные материалы
— художественное стекло для витражей фирмы «Spectrum»;
— оловянный припой марки ПОС-61 (без канифоли);
— щипцы для разлома стекла;
— паяльник, мощностью 100 Вт;
— шлифовальная машинка для художественных работ со стеклом «Kristall 2000S» или её аналог;
— фольга медная MasterFoil 4,37 мм, для витражных работ, с акриловым клеящим слоем;
— выглаживатель фольги, пластиковый;
— флюс-паста (паяльный жир), паяльный флюс;
— патина медная Novacan для придания нужного цвета полученному после пайки витража шву;
— защитные очки;
— перчатки;
— ножницы;
— небольшие ножницы по металлу;
— маленькие гвозди и молоток;
— деревянные рейки, 1х2 см;
— жесткая кисточка;
— писчая бумага.
— клей-карандаш;
— П — образный латунный профиль 4х4х4 мм;
— латунный пруток, диаметр 3-4 мм;
— эскиз витража.
Эскиз витража

За основу эскиза данного витража взято реальное фото кленового листа. Так как работа выполняется учеником, линии рисунка были максимально упрощены.
Общие правила построения линий эскиза:
— чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;
— если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, фольга все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло.
— в случае необходимости, методы усиления витражного полотна также планируются на стадии разработки эскиза.

Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах.
Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям на шаблоны.
Если это первая ваша работа, лучше нарезать шаблоны обычными ножницами, так как не имея опыта в резке и обточке стекла можно легко ошибиться.
Вырезанный элемент будет чуть большего размера, чем требуется, и это даст вам возможность исправить возникающие при обточке ошибки.
Рабочая поверхность, на которой вы будете собирать витраж должна быть ровной.
Для фиксации границ витражного полотна с двух его сторон прибиваются деревянные рейки.
Витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок.

Выбор стекла
Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки.
При выборе стекла для витража, постарайтесь учесть, как будет освещаться ваш витраж и как сочетаются между собой фактура и цвет стекол.
Изготовление элемента.

Вырезанный шаблон элемента №28 наклеиваем на лист стекла.
Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.
Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45 к поверхности стекла.
Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.
Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая рез, снизьте давление. Линии резов должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.
Стекло режьте по направлению «от себя».
Пазы под стеклянные капли вытачиваются на шлифовальной машинке.

После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки латунного стеклореза по линии реза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.
Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.
Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.
Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке.
Во время работы обязательно надевайте защитные очки!

Цель этой операции – придание элементу нужного размера и создания шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации медной фольги. Место соприкосновения шлифовальной головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.
Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фольгу, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-2,5 мм, целесообразно использование тонкозернистой шлифовальной головки.
Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.
Обмотка элемента медной фольгой

Каждый элемент витража «Тиффани» оборачивается медной фольгой. Она представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фольга.
Для того чтобы фольга хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть.
Старайтесь, чтобы загибаемые края фольги были одинаковой ширины.
Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.

Мастер-класс «Витраж»

Научим работать вас в технике Тиффани. Что это? Как? Приходите, все покажем и расскажем.

Какое изделие у вас получится? Милый подсвечник, который создаст уют у вас в доме? А может интересная подвеска? Это будет зависеть от вас, и вашего воображения.

За 3 часа вы не только познакомитесь с техникой витража, но создадите сказку, состоящий из 7-10 кусочков.

На мастер-классе вас ждут все этапы обработки стекла.

В нашем ассортименте есть множество эскизов, по которым вы сможете познакомиться с техникой Тиффани.

Свое изделие вы в этот же день заберете с собой!

  • Расписание
  • Описание
  • Подробнее о товаре
  • Результат

В стоимость мастер-класса входит:

· пользование инструментом и инструментом

· эскизы по выбору

· ваша работа, которую вы заберете с собой

С собой необходимо взять хорошее настроение и желание постигать новое 🙂

\u00b7 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u0432\u0438\u0442\u0440\u0430\u0436\u043d\u043e\u0435 \u0441\u0442\u0435\u043a\u043b\u043e \r\n

\u00b7 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u043c\u0435\u0434\u043d\u0430\u044f \u043b\u0435\u043d\u0442\u0430 \r\n

\u00b7 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u043e\u043b\u043e\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u0438\u043f\u043e\u0439 \r\n

\u00b7 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u043c \u0438 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u043c \r\n

\u00b7 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u044d\u0441\u043a\u0438\u0437\u044b \u043f\u043e \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u0443 \r\n

\u00b7 \u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0\u00a0 \u0432\u0430\u0448\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u0432\u044b \u0437\u0430\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435 \u0441 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \r\n

\u0421 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e \u0432\u0437\u044f\u0442\u044c \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u0435 \u043d\u0430\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u00a0\u0436\u0435\u043b\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0438\u0433\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u043e\u0435 🙂 «,»description_short»:»

\u041d\u0430\u0443\u0447\u0438\u043c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u0432\u0430\u0441 \u0432 \u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u0435 \u0422\u0438\u0444\u0444\u0430\u043d\u0438. \u0427\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e? \u041a\u0430\u043a? \u041f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435, \u0432\u0441\u0435 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0435\u043c \u0438 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0436\u0435\u043c.\u00a0 \r\n

\u041a\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0438\u0437\u0434\u0435\u043b\u0438\u0435 \u0443 \u0432\u0430\u0441 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f? \u041c\u0438\u043b\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0434\u0441\u0432\u0435\u0447\u043d\u0438\u043a, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0441\u0442 \u0443\u044e\u0442 \u0443 \u0432\u0430\u0441 \u0432 \u0434\u043e\u043c\u0435? \u0410 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0432\u0435\u0441\u043a\u0430? \u042d\u0442\u043e \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0435\u0442\u044c \u043e\u0442 \u0432\u0430\u0441, \u0438 \u0432\u0430\u0448\u0435\u0433\u043e \u0432\u043e\u043e\u0431\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f. \r\n

\u0417\u0430 3 \u0447\u0430\u0441\u0430 \u0432\u044b \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u0438\u0442\u0435\u0441\u044c \u0441 \u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u043e\u0439 \u0432\u0438\u0442\u0440\u0430\u0436\u0430, \u043d\u043e \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0434\u0438\u0442\u0435 \u0441\u043a\u0430\u0437\u043a\u0443, \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0438\u0439 \u0438\u0437 7-10 \u043a\u0443\u0441\u043e\u0447\u043a\u043e\u0432. \r\n

\u041d\u0430 \u043c\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440-\u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0435 \u0432\u0430\u0441 \u0436\u0434\u0443\u0442 \u0432\u0441\u0435 \u044d\u0442\u0430\u043f\u044b \u043e\u0431\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0438 \u0441\u0442\u0435\u043a\u043b\u0430. \r\n

\u0412 \u043d\u0430\u0448\u0435\u043c \u0430\u0441\u0441\u043e\u0440\u0442\u0438\u043c\u0435\u043d\u0442\u0435 \u0435\u0441\u0442\u044c \u043c\u043d\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u044d\u0441\u043a\u0438\u0437\u043e\u0432, \u043f\u043e \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c \u0432\u044b \u0441\u043c\u043e\u0436\u0435\u0442\u0435 \u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0441 \u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u043e\u0439 \u0422\u0438\u0444\u0444\u0430\u043d\u0438.\u00a0 \r\n

На этом мастер-классе вы научитесь:

· резать и обтачивать витражное стекло

· обклеивать заготовку медной лентой

· спаивать детали витража при помощи олова

· а в конце вас ждет волшебство – патинирование!

Техника Тиффани своими руками

Инструменты и материалы для пайки

МЕДНАЯ ЛЕНТА

Используется для обрамления различных сегментов, витража, профилируя край U-образной формы. Бывает разной ширины, с одной самоклеящейся стороной. Медную ленту можно приклеивать как вручную, так и с помощью специального устройства. Электрический шлифовальный круг позволяет лучше обработать стекло и сделать край более гладким.

ПАЯЛЬНИКИ

В продаже имеются паяльники для витражей с разнообразными медными наконечниками. Кроме того, вам потребуется припой с 50-60 %-ным содержанием олова и паяльная жидкость (или флюс), которая защищает медные наконечники от оксидов, образующихся во время работы. Для ее нанесения понадобится кисточка.

ПРОЕКТИРУЕМ ВИТРАЖИ

Чтобы сделать витраж, сначала следует его спроектировать. Выбирая мотив для будущего витража помните, что рисунок должен состоять из реально выполнимых линий разреза. Сначала нарисуйте эскиз на бумаге в уменьшенном масштабе и раскрасьте его. Затем перенесите рисунок в натуральную величину на картон, наложите сверху лист кальки и скопируйте рисунок.

Если работа выполняется в технике Тиффани, проводятся две контурные линии на расстоянии 1 мм одна от другой. Если используется классическая техника с использованием свинцовой оправы, то ширина двойной линии должна быть идентична размеру свинцового профиля (1,8 мм). Лучший способ увеличения масштаба эскиза, использование проектора или ксерокопировального аппарата. С рисунка на кальке необходимо снять две копии: одну на картоне плотностью 200 г/м2 и другую на бумаге плотностью 80 г/м2. Копия на картоне понадобится для шаблонов, по которым будет нарезаться стекло, а копия на бумаге — для того, чтобы разложить стекла и проверить их размеры, а затем спаять. Большую роль играет выбор цвета. Цвет на эскизе очень отличается от реальных оттенков стекла.

Постоянно проверяйте желаемый результат, раскладывая стекла на столе с подсветкой или же рассматривая их на свет.

Витраж из прямых линий

1. увеличьте эскиз на копировальном аппарате и перенесите его в натуральную величину на бумагу и картон.
2. Для этого витража используйте кафедральное стекло. Подберите желаемые цвета и приступайте к работе.

ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

Картон понадобится для того, чтобы нарезать разные детали из стекла и разложить их на бумаге. Вырежьте шаблоны из картона, но не забывайте отрезать нарисованную двойную линию. Начните с зеленого стеклянного квадрата.

Кафедральное стекло процарапывается с гладкой стороны. Положите квадрат из картона на лист стекла и сделайте надрез, следуя вдоль одной стороны шаблона, постепенно опустите линию до нижнего края стекла. Чтобы было легче отколоть намеченный прямоугольник, постучите по стеклу снизу у начала царапины, раскрывая трещину.

Возьмитесь за стекло, расположив пальцы параллельно надрезу.

Сделайте руками рычажное движение с усилием, и кусок стекла легко отделиться.

Таким образом, переходите от одной детали из стекла к другой, вырезая шаб­лоны из картона, а по ним — из стекла, и раскладывая их на бумаге. Из бирюзового стекла вырежьте цен­тральный ромб и маленькие треугольники.

Отламывайте кусочки стекла руками или используйте щипцы. Постоянно держите в чистоте рабочий стол, осколки убирайте щеткой. Витраж начнет играть разными оттенками.

Вырежьте дета­ли из зеленого стекла. Чтобы витраж не отли­чался по размерам от первоначально­го проекта, размер каждой детали надо тщательно проверять.

— Расположите край стеклянной детали посередине медной ленты, чтобы поля с обеих сторон были одной ширины. Оставьте на углу 1 см.
— Окантовав всю деталь, отрежьте медную ленту.
— Прижмите пальцами, чтобы клей схватился.
— Положите окантованную деталь на стол. Прижмите медную ленту рукоятью стеклореза.

— Прижмите руками края медной ленты к стеклу так, чтобы сформировался U-образный профиль.
— Отрежьте излишки ленты макетным ножом.

— Обработайте другие детали.
— Если медная лента не приклеивается, снимите ее и повторите операцию.

Результат работы зависит от качества окантовки. Продолжайте терпеливо и аккуратно окантовывать все детали из стекла.

Лента должна сложиться в прямую линию. Излишки обрежьте макетным ножом, чтобы линия была максимально ровно. Необходимо плотно прижимать медную ленту. Проверьте все детали и разложите их на бумаге.

После того как закончите окантовку, можете приступать к пайке.

Подготовьте для работы деревянную панель, на котором будете оставлять паяльник. Паяльная жидкость или флюс позво­ляют олову лучше соединиться с медью и ускоряют процесс пайки. Закрепите все детали из стекла, чтобы во время работы они не сдвигались.

Нагрейте паяльник до необходимой температуры. Начните с внешних стекол. Погрузите кисточку в паяльную жидкость и проведите ею по медной ленте.

Расположите пруток у наконечника паяльника и поднесите к месту, где нанесена паяльная жидкость. Расплавьте припой, чтобы одно стекло зафиксировалось с другим.

Сначала спаяйте между собой все внешние стекла. Затем скрепите внутренние стекла, также с помощью точечной пайки. Не забывайте обрабатывать медь паяльной жидкостью.

Когда стекла закреплены, можно при­ступать к окончательной пайке. Обработайте паяльной жидкостью медную окантовку, начиная с центрального ромба, отломите от оловянного прутка кусочек длиной 1 см. Подождите, пока олово не начнет плавиться, и растяните его, следуя по линии медной ленты. Отломите еще кусочек олова, нагрейте его и растяните, продолжая покрывать медь. Для того чтобы первая и вторая линии сварки соединились, проведите наконечником по неровностям, нагрейте и подождите, чтобы поверхность олова сама выпрямилась.

Последовательно обработайте центральную часть витража. Соедините все готовые блоки. Перед каждой пайкой не забывайте наносить паяльную жидкость. Спаяв центральную часть, переходите к боковым стеклам. Каждый раз, когда одна линия будет встречаться с другой, приостановитесь, чтобы их объединить.

Шов пайки должен быть немного выпуклым, чтобы из-под него не проглядывала медная лента, а чтобы он не выходил за края витража, оставляйте несколько миллиметров от края.

Протрите витраж тряпочкой, смоченной в мыльной воде.

ОВАЛЬНЫЙ ВИТРАЖ С ИЗОГНУТЫМИ ЛИНИЯМИ

1. Увеличьте эскиз на копировальном аппарате и перенесите его в натуральную величину на бумагу и картон. 2. Для этого витража используйте опаловое стекло. Подберите желаемые цвета и приступайте к работе.

ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

  1. 7 листов опалового стекла, каждый размером 30 х 30 см
  2. стеклорез
  3. щипцы
  4. ножницы
  5. припой с 50%-ным содержанием олова
  6. медная лента
  7. паяльная жидкость
  8. пальник

НАРЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ СТЕКЛА

Начните работу со стеклами для фона, вырежьте шаблоны из кар­тона, не забывая убирать двойную линию. Эти стекла нарезаются с гладкой стороны. Сделайте надрезы по стеклу.

В работе с изогнутыми линиями следует использо­вать только щипцы. Не забывайте, что можно приблизиться к желаемой форме детали, только сделав в том же направлении множество надре­зов.

Для листьев и стеблей цветов используйте раз­ные типы зеленых стекол, чтобы получить рисунок светотени. Цветы вырезаны из белого опало­вого стекла, а некоторые дру­гие сегменты — из розового.

Пестики выполнены из опалового стекла желтого цвета.

ОКАНТОВКА МЕДНОЙ ЛЕНТОЙ

ПАЙКА

Чтобы спаять внешний край, возьмите кусочек стекла, положите его на витраж и обведите флома­стером наружный контур. Проведите царапину стекло­резом, следуя рисунку.

Отломите щип­цами стекла. Получите пре­красный контур для овала.

Переверните витраж и спаяйте стекла с обратной стороны. Нанесите паяльную жидкость и спаяйте. Закончив пайку на тыльной стороне, переверните витраж.

Проверьте, чтобы пайка была выпол­нена хорошо, исправьте паяльником все неровности и протрите витраж тряпоч­кой, смоченной в мыльной воде. Неровности по краю витража можно подровнять напильником для мягких металлов. Расположите витраж так, чтобы он немного выступал за край стола, и, слегка нажимая, подшлифуйте.

1. Увеличьте рисунок на копировальном аппарате и перенесите его в натуральную величину на бумагу и картон.

2. Для стекла других оттенков сделайте подборки цвета на эскизе.

ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:

  1. зеркало размером 15 х 15 см для дна шкатулки
  2. листы глухого стекла желтого цвета размером 15 х 15 см для боковин
  3. выдувное прозрачное стекло разме­ром 20 х 20 см для крышки и боковин
  4. желтые глухие стекла четырех оттен­ков размером 15 х 15 см для крыльев бабочки
  5. серое стекло для корпуса
  6. стеклорез
  7. щипцы, ножницы
  8. припой с 50%-ным содержанием олова
  9. медная лента
  10. паяльная жидкость
  11. паяльник