Мастерим каминные часы-шкатулку в славянском стиле

Как самостоятельно изготовить резную шкатулку «Бриллиант»

В данном мастер-классе мы рассмотрим изготовление шкатулки «Бриллиант».

Прежде всего наметим этапы работы, а их будет у нас целых три:
1. Подготовка.
2. Разметка.
3. Вырезание.
Казалось бы, все банально и просто, но где же тут подвох? Нет, все действительно банально и просто, и подвоха тут нет, а если и есть, то я его не нашел. Ну да ладно, давайте все-таки пойдем дальше по намеченным нами ранее этапам.
Этап 1 — Подготовка.
На данном этапе нам понадобятся определенные инструменты, но мы их поделим на основные и относительно-основные.
Ниже на картинке располагается «джентльменский» набор:

На рисунке мы видим следующие инструменты:
1. Нож-косячок.
2. Заготовка из липы ((шкатулка 6х6х5 см) далее — шкатулка).
3. Карандаш механический.
4. Линейка.
5. Игла медицинская ((от шприца) далее — игла).
6. Клей столярный бесцветный.
На картинке еще нет нескольких инструментов-атрибутов, но все-равно мы их запишем как:
7. Лейкопластырь.
8. Шкурка, зернистость 80, 160, 400.
9. Кисточка с щетиной средней жесткости.
10. Эскиз орнамента.
Итак, рассмотрим все по порядку:
1. Нож-косячок. Это основной инструмент. Им мы и будем вырезать в дальнейшем орнамент.
2. Заготовка из липы (шкатулка 6х6х5 см). Основной материал, на нем мы и будем вырезать ножом-косячком в дальнейшем орнамент.
3. Карандаш механический. Понадобится нам для нанесения разметки и орнамента на шкатулку.
4. Линейка. Как и карандаш, понадобится для нанесения разметки и орнамента на шкатулку.
5. Игла медицинская ((от шприца). Как ни странно, но порой, она играет очень даже немаловажную и отчасти, спасательную роль. Рассмотрим какую. Конечно, всегда хочется надеяться, что у нас самая замечательная заготовка и работать с ней будет одно удовольствие. Но, к сожалению, реальность не всегда совпадает с нашими ожиданиями. Бывает, что заготовка изначально у поставщика была пересушена или не досушена, или подвергнута каким-либо внутренним повреждениям. Обычным взглядом такое не заметишь, но, когда мы приступаем к работе, то видим, что дерево, вместо того, чтобы поддаваться манипуляциям с ножом-косячком или попросту резьбе, начинает вминаться, крошиться, или даже отваливаться целыми кусками/кусочками. Нет, нож-косячок наточен как надо, так что это именно брак дерева. Бывает, также, что может отвалиться определенный элемент резьбы. Всегда обидно, когда такое происходит, но тут уж ничего не поделаешь и начинаешь выкручиваться. Поэтому нам и понадобится игла. Когда у нас от резьбы отваливается кусочек, то можно спасти изделие. Капля бесцветного столярного клея на иглу и аккуратно подогнанный элемент делают практически незаметным скол, который у нас произошел. Самое главное, не паниковать и не нервничать. Нет, я не открыл Америку, но все-таки данный способ хорош тем, что игла убирается в пластиковый пенал (главное не забывать ее убирать, чтобы не пораниться), с нее проще удалять остатки клея, не занимает много места и является многоразовым заменителем спичкам, зубочисткам, ватным палочкам и так далее.
6. Клей столярный бесцветный. Надеемся, что данный вспомогательный инструмент вам не понадобится, наряду с иглой, но все-таки, пусть будет под рукой. Клеить, приклеивать, это хорошо, но постараемся обойтись все же без него. Да, если отдельные части резьбы отвалились, мы постараемся водрузить их на законное место незаметно. Но, клей можно использовать также, если по какой-либо причине нагель (он же штырек, на который закрывается шкатулка) не очень хорошо фиксирует крышку. В данном случае можно аккуратно нанести или на нагель или на отверстие входа нагеля тонкий слой клея и дать ему просохнуть. Но, не до конца. Также, если вы воспользовались данным способом для усиления фиксирующих свойств нагеля, то не оставляйте закрытой шкатулку, если только что нанесли клей. Во избежания проблем с дальнейшим открыванием шкатулки.
7. Лейкопластырь. Это тоже вспомогательный атрибут на тему: «Мало ли что». Все мы, хоть раз в жизни, но все же имеем порез ножом. Да, это практически всегда случайность или неосторожность. Лейкопластырь лучше пусть будет под рукой, так спокойней. Также, лучше, если это будет лейкопластырь в катушках (он лучше фиксирует порез, укол и т.д.) и 1,5 — 2 см шириной.
8. Шкурка с разной зернистостью нам понадобится уже в самом конце, для финишной обработки шкатулки. Так что к ней мы еще вернемся.
9. Кисточка. Кисточка у нас будет выполнять функцию щетки или сметки. Но, щетка нам не очень подойдет в следствие того, что она не очень удобна при работе со шкатулкой. Так что берите кисточку средней жесткости — не прогадаете. Она понадобится для того, чтобы после обработки шкатулок шкуркой, выметать из резьбы древесную пыль.
10. Эскиз орнамента. Сколь бы мы не радовались, что память у нас отличная и мы с закрытыми глазами изобразим все в лучшем виде, но все же лучше, если эскиз будет под рукой.
Итак, мы описали практически весь арсенал, который нам понадобится в процессе работы. Поэтому, перейдем к следующему этапу.
Этап 2 — Разметка.
На данном этапе нам понадобится следующее:
1. Шкатулка, она же заготовка.
2. Карандаш.
3. Линейка.

4. Эскиз орнамента.

Рассмотрим рисунок с орнаментом. Он поделен на 6 секций. Секции 1А, 1B, 1С, 2А, 2В, 2С. Секции цифры 1 — это орнамент крышки шкатулки, верхней ее части. Секция 1А — представляет собой орнамент-окантовку. Секция 1В — представляет собой центральный рисунок орнамента. Секция 1С — все в сборе. Секции цифры 2 представляют собой орнамент боковых и центранльной сторон. Секция 2А — представляет собой орнамент-окантовку. Секция 2В — представляет собой центральный рисунок орнамента. Секция 2С — все в сборе.

Приступим к разметке:

Положите линейку на шкатулку таким образом, чтобы сантиметровые или полусантиметровые насечки линейки располагались максимально равномерно по каждому краю, как показано на рисунке выше. Бывает так, что шкатулка не на сто процентов равномерна и будет или 1 — 1,5 миллиметра больше по бокам или меньше. Главное, чтобы сетка, которую мы наносим, была достаточно равномерна. Поэтому, ничего страшного не будет, если у нас края будут по 4 мм, а не по 5.

Далее начинаем наносить насечки каждые 5 мм.

Затем, последовательно соединяем насечки, чтобы получились параллельные линии.

Как только у нас появилась разметка на крышке, приступаем к насечкам на боковинах.

Это сделать гораздо проще и четче, если крышка, как мы писали выше, уже размечена. Просто проводим насечки от имеющихся линий вниз. Остается нанести только нижний ряд насечек и, вертикальные линии, на боковых сторонах — это уже дело техники.
После нанесения сетки шкатулка у нас будет выглядеть ориентировочно так:

Вот и подошла очередь эскиза орнамента. Начинаем наносить:

Орнамент на крышку шкатулки нанесен. Вы можете наносить его как угодно и в какой угодно последовательности. Главное, чтобы получилось то, что было задумано.

Приступаем к боковинам:

И, последний штрих:

Этап 3 — Вырезание.

На данном этапе нам понадобятся 2 — 3 вещи. Почему так? Охотно поясню:

1. Нож-косячок (далее — нож).
2. Шкатулка.
3. Лист бумаги.
Да, как это ни странно, нам понадобится лист бумаги, лучше, конечно, формата А4, но можно обойтись и альбомными или даже тетрадными. Но, только не газетой. Дело в том, что, на какой поверхности бы не происходило вырезание, шкатулка имеет свойство «засаливаться», так как давление и трение все равно на нее будет оказано. Газету же, не рекомендую в связи с тем, что типографский шрифт тоже может отпечататься на определенных местах у шкатулки. Конечно, можно это все устранить потом, посредством зашкуривания, но лучше упредить.
Также хочу обратить внимание на следующие вещи:
Выбирать фон будем надрезая определенные места и части шкатулки, но дело все в том, что надрезы не будут идти в одной плоскости. В данном орнаменте нет дугообразных выемок и частей рисунка, поэтому нас ждет работа с продольными, поперечными и диагональными надрезами.
Продольный надрез — идет вдоль волокон и представляет собой наименее хрупкую часть. Однако, существует нюанс. В финальной части выемки какой-либо части орнамента может случиться расслоение волокон. И вместо того, чтобы получить треугольник, квадрат и так далее, можно получить испорченный треугольник, испорченный квадрат и тому подобное. Поэтому, будьте внимательны и неспешны, не «виляйте» ножом при вырезании.
Поперечный надрез — идет поперек волокон, и в достаточной мере хрупок. Особенно, если части орнамента насыщены резьбой, идущей в данной плоскости. Будьте аккуратны и не торопливы. Если вдруг, надрез дерева не поддается ножу, то проведите лучше второй раз по этой же линии. Главное, не спешить, иначе можно загубить не только орнамент, но и всю работу. А склеенная-переклеенная вещь — не всегда улучшает настроение резчику, даже если он сделал все грамотно и склеенных элементов практически не видно.
Диагональный надрез — как видно из названия, работать придется по диагонали, от точки к точке. Ничего особенно страшного в нем нет, но как и в двух вышеописанных случаях, резьба не требует ни от кого скоростного вырезания. Если только случай не исключительный. Поэтому, не спешите, включите себе какой-либо фон, будь то музыка или фильм, и наслаждайтесь резьбой.
Итак, приступим:
Начнем вырезание с боковой части. Можно, конечно, его начинать с любой, но тут есть небольшой нюанс.
Как мы видим на рисунке внизу, крышка шкатулки склеена таким образом, что с боковой части наблюдается торцевой срез. Вырезать на нем орнамент достаточно неприятно в связи с тем, что в дерево нужно именно врезаться. Нет, какие-либо сверхусилия тут не нужны, просто место достаточно «нежное».

С него-то мы и начнем

Располагаем шкатулку таким образом, чтобы окантовка была к нам вертикально. Делаем отступ от края шкатулки примерно 1,5 — 2 мм, и под углом примерно 45 — 50 градусов делаем надрез.
Чтобы не терять много времени над одним элементом, сделаем «дорожку».

Горизонтальная «дорожка» готова. Поворачиваем шкатулку и переходим к надрезам вертикальным.

Теперь будем делать завершающие надрезы по диагонали, чтобы у нас получилась практически одинаковая дорожка треугольников.

Готово. Дорожка сделана, приступаем к следующей.

И эта дорожка побеждена. Как мы видим, у нас получилась часть окантовки.

Теперь, когда мы знаем и видим что у нас получилось, будем вырезать остальную часть окантовки.

Сначала сделаем поперечные надрезы.

Поперечные надрезы мы сделали. Старайтесь при вырезании делать надрезы не по линии, а рядом с нем. Лучше, после зашкуривания немного подрезать (если будет в этом нужда), нежели бортики будут крошиться и ломаться от тонкости.

Далее делаем диагональные надрезы.

Теперь делаем продольные надрезы и завершаем вырезание данных элементов.

Как мы видим, у нас остались волокна, которые нам необходимо удалить, что мы и сделаем, аккуратно их подрезая.

Продольные волокна приминаем и убираем обратно в пазы.

Шаг за шагом, и у нас получалась окантовка основного орнамента.

Переходим к следующим элементам. Делаем диагональные надрезы.

Продольным надрезом удаляем треугольник из паза.

Если остаются волокна, то как и в предыдущем случае — подрезаем их.

Следующий элемент начинаем с поперечного надреза. Будьте аккуратны, так как обратная сторона истончена предыдущим элементом.

Далее — диагональный надрез.

И продольный, коим мы завершаем вырезание элемента.

Следующие элементы вырезаем также как и предыдущие, не спеша и аккуратно.

Далее, дело техники, выполняем все элементы как и предыдущие. Хочу обратить внимание лишь на следующее: Когда будете вырезать элементы которые располагаются на стыке створок, будьте внимательны и следите за тем, чтобы шкатулка не открывалась.

Иначе вы рискуете загубить орнамент или часть его или нанести себе травму. А это, согласитесь, абсолютно ненужные вещи.

Конечным итогом у нас будет следующий геометрический орнамент.

Приступаем к крышке.

Весь процесс от «А» до «Я» расписывать смысла нет, так как мы его рассмотрели на примере боковой стороны шкатулки, поэтому, покажу лишь окончательный результат.

Приступаем к финальной части — это зашкуривание шкатулки. Тут все достаточно просто, главное, когда будете шкурить, то периодически щеткой или кисточкой удаляйте пыль и смотрите, чтобы элементы были все на месте.

Готово, шкатулка зашкурена!

А дальше каждый сам решает для себя, что будет делать с данной шкатулкой: Покрывать морилкой, или лаком, или воском, или датским маслом. Покрытий многое количество, но все-таки лучше, чтобы оно было. Потому что и шкатулка будет выглядеть более нарядной, и дерево будет меньше стариться! Только, опять же, не забудьте, что резьба не терпит спешки, и нужно все элементы помимо прочего проверять на наличие волокон и удалять лишнее.

В заключение хочу сказать большое спасибо всем, кто заглянул на данный мастер-класс. Быть может вы заглянули из любопытства, быть может вы что-то захотите перенять для своих работ. В любом случае, надеюсь, что вам не было скучно.

Еще раз, огромное всем спасибо и всего самого наилучшего!

Каминные часы

Каминные часы – это не только прибор для определения времени, но и предмет искусства. Они являются свидетелями разных эпох, художественных увлечений и вкусов. Представляем вашему вниманию коллекцию антикварных каминных часов 17-19 веков. Такие часы придадут вашему интерьеру особый стиль и шарм.

Каминные часы

Каминные часы – это роскошный предмет интерьера, стиль и отделка которого определяются местом размещения и архитектурно-пространственным окружением.
История их создания уходит своими корнями в далекий XVI век. Самые ранние экземпляры, дошедшие до нас, датируются 1549 г. (мастер X. Штайнмайселъ) и 1568 г. (мастер Каспар Бехаин). О мастерах, создавших первые каминные часы с прекрасно отделанными корпусами, украшенными резными и гравированными орнаментами, ничего не известно.
Оригинальностью оформления бросается в глаза работа Бехаина. Корпус часов выполнен из позолоченной бронзы и декорирован резными аллегорическими фигурками. Особенность модели заключается в наличии нескольких циферблатов: один из них показывает время, другой — движение звездного круга зодиака, а третий – по всей видимости, особый гороскоп с разного рода предсказаниями. Обладателем этих роскошных часов мог быть только очень состоятельный человек, понимающий толк в ювелирном искусстве и астрологии. Наличие гороскопа в измерителях времени того времени – большая редкость. Судя по всему, часы были созданы по заказу человека, увлекавшегося астрологией и оккультными науками. В то время это были самые просвещенные люди, чаще всего коронованные особы. Не исключено, что старинные каминные часы украшали покои какого-нибудь короля.

Каминные часы. Мастер X. Штайнмайселъ. Прага. 1549 г.

Каминные часы. Мастер К. Бехаин. 1568 г.

В XVI веке основными заказчиками каминных часов были короли и вельможи. Более широкое распространение они получили в конце XVII начале XVIII вв. Тогда камин считался одним из самых важных декоративных элементов интерьера дворцов городской знати. Мраморные порталы, увенчанные сверху затейливо украшенной каминной полкой, занимали центральное место в оформлении французских домов. При Короле-Солнце Людовике XIV были введены даже специальные правила оформления каминной полки. Так, на ней появились драгоценные декоративные элементы: канделябры со свечами, фарфоровые статуэтки, узорчатые шкатулки и часы.
Французский монарх всячески способствовал развитию часового искусства: часовщики двора считались привилегированной кастой, работающей под патронажем самого короля. Кроме часовых мастеров ко двору приглашались бронзовщики и каменщики, которые из золоченой бронзы и мрамора изготавливали роскошные каминные часы. Лучшие мастера продолжали служить при Людовике XVI, который пригласил также ювелиров, литейщиков, чеканщиков, позолотчиков, гравировщиков, скульпторов, краснодеревщиков, художников по эмали и др. Бронзовщики и литейщики воплощали в бронзе самые невероятные фантазии скульпторов, чеканщики придавали готовой отливке завершенность, позолотчики покрывали изделия тонким слоем благородного металла, а гравировщики специальными резцами-штихелями украшали поверхность металла различными орнаментами.

Каминные часы в замке-дворце Херренкимзее

Бронзовые скульптуры, как правило, выполнялись в технике литья с восковой модели. Затем готовое изделие покрывалось позолотой: на раннем этапе использовалось ртутное (огневое) золочение, с 40-х годов XIX столетия широко применялся гальванический метод нанесения позолоты. Соблюдая художественные правила светотени, мастера-позолотчики получали корпуса с матовым приглушенным блеском. Французские мастера славились живописностью золочений и патинирований (создание эффекта темных, оливковых бронз путем нанесения окислов на отливку), детальностью прочеканок и филигранностью отливок.
XVIII век, фактически, стал «золотым веком» в истории французского часового дела. Знаменитые мастера создавали настоящие шедевры искусства, в которых использовались золоченые бронзовые фигурные композиции и элементы из олова и латуни, серебра и черепашьего панциря. Тогда каминные часы не несли строго функциональной нагрузки и рассматривались как часть декоративно-прикладного искусства. Небольшие круглые коробки механизма устанавливались в объемные, художественно выполненные корпуса, украшенные скульптурными композициями. В качестве декоративных элементов использовались фигурки амуров, сатиров и купидонов. Фигурная пластика каминных часов воспроизводила библейские сюжеты, сцены из античной мифологии и др.

Каминные часы «Кавалер на коне»

В английских каминных часах основной упор делался на демонстрацию функциональных возможностей механизма. Корпуса часов в основном выполнялись из дерева, в качестве отделки использовалась бронза.
Английские каминные часы отличались от французских не только строгой архитектурой, но и методом нанесения часового деления. Характерной особенностью французских часов был особый метод выделения цифр на циферблате. Для того чтобы более четко подчеркнуть пластину с делениями, каждый индекс помещался в отдельный металлический или фарфоровый диск, после чего покрывался черной эмалью (в более позднее время стали использовать голубую эмаль).
Форма каминных часов и их отделка зависели от смены эпох и стилей в истории искусства. Таким образом, в разные времена измерители времени выполнялись в различных стилях — барокко, рококо, «aux sauvages» (часы, украшенные фигурами негров, индейцев и т. д.), ампир. В зависимости от господствующего стиля, поверхность корпусов украшалась тем или иным орнаментом.

Каминные часы Ампир 1810 г.

Каминные часы 1800 г.

Французские каминные часы первой половины XVIII века выполнялись в стиле барокко, для которого характерны роскошь и изобилие декоративных элементов. Как правило, часы изготавливались из тех же материалов, что и сами камины (в основном мрамор и бронза).
Во второй половине XVIII века в моду вошли часы-ротатор, имевшие подвижные кольцевидные циферблаты и одну неподвижную часовую стрелку (часто выполнялась в виде стрелы Амура или змеиной головы с высунутым языком). Тогда в изготовлении каминных часов в основном использовались белый мрамор и золоченая бронза.
Авторство работ в те времена определялось по подписи: на эмалевый циферблат наносился автограф механика-часовщика и бронзовщика. С XIX века на циферблате ставили только имя часовщика или часового производителя, а клеймо бронзолитейной фирмы помещали на обратной стороне корпуса.
В XIX веке производство каминных часов достигло своего апогея: новые достижения в области инженерии и бронзолитейного дела способствовали развитию часовой промышленности.

Каминные часы с фигурами на мраморном постаменте. Франция первая половина XIX века

Постепенно в моду вошли интерьерные принадлежности (мебель, люстры, канделябры, часы), выполненные в торжественном и строгом стиле ампир, для которого характерны детали античного декора и героические аллегории времен Римской империи. Появились часы с комбинированными корпусами – золоченая и патинированная бронза стала использоваться в сочетании с красным мрамором, яшмой и др. Появились новые модели часов в корпусах, украшенных масштабными скульптурными композициями. В качестве декоративных элементов использовались фигурки, воспроизводящие библейские сюжеты, сцены из античной мифологии и др.

В 30-х годах XIX столетия на смену сложным и вычурным ампирным формам пришли часы-скелетоны, демонстрирующие мастерство и изобретательность часовых мастеров. В середине XIX века вычурное декоративное искусство уступило место новым стилевым решениям. В декоративно-прикладном искусстве начался период эклектики: в одной корпусной форме использовались элементы прежних стилей – барокко, рококо, ампир и др. Для декорирования корпуса стали использоваться фарфоровые и стеклянные вставки, сочетание которых порой выглядело далеко не художественно. В 70-х годах в моду вошли каминные часы из черного мрамора (иногда деревянные модели также лакировали «под черный мрамор»). А в конце XIX века модными становятся часы-ротонда и часы-порталы (особенно с древнегреческими мотивами).
В Англии в это время были в моде деревянные каминные часы с умеренно украшенными корпусами, выполненными из дуба и красного дерева. Декоративные элементы часто изготавливались с окаймлением из самшита. Практика расположения рядом с каминными часами парных орнаментов привела к созданию гарнитур «де шемине» — каминный набор, состоящий из часов, подсвечников и ваз, выполненных в одном стилистическом решении.
В конце XIX – начале ХХ вв. форма и содержание каминных часов уравновесились: большое внимание стало уделяться не только оформлению часов, но и качеству механизма.

Именно к этому времени относится появление самой совершенной коллекции каминных часов Cartier Mystery Clock. Первая модель была создана в сотрудничестве Луи-Франсуа Картье и Мориса Куэ. Вместе они реализовали волшебную идею Mystery Clock, базирующуюся на волшебстве оптической иллюзии. Изюминкой «мистических» часов стала «воздушность» механизма: оптический эффект создает иллюзию «парения» циферблата в воздухе.
За несколько лет французский часовой дом выпустил около 30 моделей каминных часов, отличающихся от традиционных аналогов либо стилем (неоклассика, восточный, ар-деко), либо архитектурным строением (экран, одноосные, портик).
Купить каминные часы Mystery Clock могли только самые богатые мира сего: махараджа Патиалы сэр Бхупиндра Сингх, американский банкир и филантроп Джоа Пьерпонт Морган-младший и король Англии Георг V.

Каминные часы Large Portique Mystery Clock 1923 г.

Каминные часы Chimera Mystery Clock 1926 г.

В 1925 году французский журнал «La Gazette du Bon Ton» назвал совершенное творение Cartier «чудом часового искусства».
В XIX –ХХ вв. каминные часы пользовались большой популярностью не только во Франции и Англии, но и во многих других странах, в том числе и в России (первые каминные часы появились в России в XVII-XVIII веках, в период царствования Петра I).
Особую ценность представляют работы Карла Фаберже. Одним из самых оригинальных творений придворного ювелира считаются часы, созданные к празднованию серебряной свадьбы императора Александра III и Марии Федоровны. Подарок заказали 32 члена царской семьи, о чем свидетельствует памятная гравировка на обратной стороне корпуса.

Яйцо «Петушок». 1900 г. Поющие часы с выскакивающим заводным петушком. Фирма К. Фаберже.

Метровые каминные часы из серебра и оникса установлены на каменный постамент. В декорировании корпуса использовались драгоценные камни, серебряные фигуры амуров, двуглавый орел и символ дома Романовых – грифон.
На протяжении нескольких лет императорские часы хранились в Аничковом дворце. Отделка часов идеально гармонировала с колористикой помещения и декором камина.
Впервые часы каминные были выставлены на обозрение во дворце барона фон Дервиза в Петербурге в 1902 году. После Октябрьской революции они попали за границу, в настоящее время находятся в частной коллекции неизвестного иностранного владельца.

***
В середине XX века каминные часы утратили прежние лидерские позиции: отчасти это было обусловлено мировыми войнами и последовавшими за ними историческими катаклизмами. Мода XXI столетия постепенно вернула в дома каминные гарнитуры, правда современные аналоги не производятся по старинным технологиям. Чаще всего применяется технология литья из камня: измельченная мраморная крошка и связующий состав заливаются в готовую форму, застывают, после чего готовая отливка подвергается специальной термической обработке. Камнелитые изделия отличаются прочностью, износоустойчивостью, химической стойкостью, термостойкостью и огнеупорностью. По эксплуатационным показателям с ними могут соперничать разве что бронзовые изделия. Деревянные, гипсовые и керамические корпуса значительно уступают по своим качественным характеристикам камнелитым. Благодаря специальной технике окрашивания, поверхность камнелитых изделий имитирует бронзу. Часто используется также техника золочения. Применение технологии литья из камня позволило снизить цену каминных часов в 5-6 раз.

Каминные часы «Петербург»

В современных аналогах, кроме мраморной крошки, используется также искусственное дерево (нередко используется сочетание камнелитых скульптур, окрашенных под мореное дерево, с деревянными корпусами).
В производстве современных каминных часов широкое применение нашла техника витража. Витраж составляется по классической венецианской технологии из крашенного в массе стекла и металла. Идея использовать в оформлении часового корпуса мозаику из цветного витражного стекла дает возможность привнести в домашнюю обстановку частичку старинного архитектурного декора.

Коллекционная ценность каминных часов

Сегодня, как и прежде, каминные часы являются важным элементом в оформлении интерьера. Они передают частичку старины, которой большинству не хватает в мире высоких технологий. Особо эффектно старинные каминные часы смотрятся в стилях кантри и ретро.
Современные производители интерьерных часов нередко обращаются к старинным образцам. В их коллекциях можно найти совершенно невероятные экземпляры, повторяющие по форме и отделке часы, представленные в Лувре, замках Луары, Версале, венецианских палаццо и др. В изготовлении последних, как правило, используются те же материалы, что и в антикварных моделях. Такие варианты стоят приличных денег. Но купить каминные часы можно и за меньшую сумму: в производстве менее дорогих экземпляров используются каменная крошка и искусственное дерево, которые благодаря новым технологиям обработки визуально не отличаются от традиционных материалов. Нередко в комплекте с каминными часами выпускаются подсвечники и вазы, выполненные в том же стилистическом решении. Такой ансамбль придаст любому интерьеру роскошный вид и напомнит о временах, давно ушедших в историю.

Каминные часы «Музыкант» с парными канделябрами

С точки зрения коллекционирования современные аналоги не представляют никакой ценности. Коллекционными считаются антикварные каминные часы, создание которых датируется XVIII, XIX и началом XX вв. Сегодня их можно увидеть только в музеях, антикварных магазинах и личных коллекциях. Коллекционные каминные часы — забытые и вышедшие из частого употребления предметы декоративно-прикладного искусства. Сегодня эти раритетные шедевры часового искусства пользуются большой популярностью на международных аукционах и выставках. Особую заинтересованность в продаже каминных часов проявляют аукционные дома Sotheby’s и Christie’s.