Мастер-класс запаривание шелка

Мастер-класс: как запарить готовое изделие из шелка

Во время обсуждения, во многих темах, касающихся батика, часто возникают вопросы о том, как запарить расписанный шелк. Многие избегают использования красок, закрепляемых паром, именно из-за боязни испортить готовое изделие при запаривании. Поэтому сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом .

Запаривание — это способ закрепления красок на ткани с помощью влажного пара.

Я взяла урок батика // процесс росписи шелка

Существуют специальные установки для этого процесса, но вполне возможно успешно использовать этот способ и в домашних условиях . Предупрежу сразу, что процесс запаривания довольно капризная вещь, и зависит от многих факторов — от вида плиты (электрическая, газовая), мощности , вида посуды, в которой запаривается ткань, даже от размеров Вашей кухни и пр. Поэтому каждый, кто хочет освоить этот способ закрепления красителей, должен найти свой режим. Никакого другого рецепта кроме метода проб и ошибок , предложить , к сожалению, не могу. Сама искала довольно долго, испортив немало вещей. Вот то, что в конечном итоге получила, и представлю сегодня.

Надеюсь, что кому-то пригодится мой опыт.

Прежде всего обращаю внимание, что подвергать запариванию можно только натуральный шелк, который является настолько прочным материалом, что выдерживает очень высокие температуры. Синтетика такого не выдерживает, и рискнув запарить ткань, в состав которой входит синтетика, Вы можете получить испорченную вещь и загубленное настроение. Изделия из хлопка обычно не запаривают.

1, Высокий бак ( можно ведро), или очень большую кастрюлю. Но бак — самое удобное.

2. Источник тепла (электрическая или газовая плита, плитка)

3. Шнур или веревка, желательно не синтетическая.

4. Одеяло, полотенце, подушка или любой другой материал, который пропускает пар.

Для того, чтобы готовое изделие поместить в бак , его нужно запаковать так, чтобы изделие 1) не намокало и 2) равномерно пропаривалось. Для этого используются разные способы. Я сначала запаривала шелк в газетах (только газеты должны быть черно-белыми и старыми, иначе можно запачкать шелк типографской краской). Давыдов в своей книге предлагает оберточную бумагу. Но в эпоху полиэтиленовых пакетов и вакуумных упаковок оберточную бумагу еще поискать надо, поэтому газеты- более доступный материал. Но этот способ меня не очень устраивал, так как газеты «ломают» нежный шелк , на нем образуются неразглаживаемые заломы и морщины. Какое-то время я была связана с одной студией, занимающейся батиком, так они предлагали привязывать к баку или ведру «гамачок» из ткани, само изделие заворачивать в хлопчатобумажную ткань, класть в этот «гамачок», свернув «бубликом». Но попробовав, я отвергла это сразу , так как ткань «гамачка» намокала, изделие тоже, в результате все испорчено. В конечном итоге я нашла нечто среднее.

Расписанный шелк я заворачиваю в ткань (подойдут старые простыни, пододеяльники) рулончиком.

Затем рулончик из ткани заворачиваю в газеты (тут все равно, цветные или черно-белые) , закрепляю скотчем и сворачиваю рулончик «бубликом» :

«Бублик» закрепляю в двух местах шнуром, а еще один шнурком оборачиваю «бублик» крест-накрест, так, чтобы его можно было подвесить:

Поперек бака (ведра) нужно закрепить шнур.

Кроме того на дно бака нужно положить блюдечко вверх донышком. Это нужно для того, чтобы не открывая крышки, можно было определить, не выкипела ли вода . Пока вода есть, блюдечко будет дребезжать, подавая сигнал, что все в порядке. Воду нужно наливать так, чтобы блюдечко было почти покрыто.

Затем на шнуре, натянутом поперек бака , закрепляем «бублик» с изделием, так, чтобы он не касался стенок бака, а также свисающих концов шнура (на них может конденсироваться пар и промочит запариваемое изделие).

Помимо основного крепления я дополнительно прикрепляю «бублик» к ручкам бака, особенно, если запариваемое изделие большое (полотнище для туники, или парео, или большой палантин). Это — страховка, т.к. «бублик» может намокнуть, опуститься вниз, набрать воду, изделие промокнет, а значит — пиши пропало! все будет испорчено!

И, наконец , накрываем бак полотенцем и одеялом (или подушкой). Накрывать все это крышкой не советую, так как крышка препятствует свободному прохождению пара, вода конденсируется на крышке и может попасть в виде капель

Включаем газ, доводим до кипения ( блюдечко начинает дребезжать), после чего уменьшаем огонь до минимума и замечаем время. Я обычно запариваю час-полтора. Время запаривания опять же каждый должен определить сам методом проб и ошибок. У меня, например, зеленый и оранжевый краситель запаривается плохо, поэтому , если в изделии много зеленой или оранжевой краски, я обычно держу подольше ( около полутора часов). Кроме того, время кипения зависит и от размеров запариваемого изделия (чем размер больше, тем дольше нужно его запаривать), и от вида шелка (более плотный, типа атласа, требует больше времени).

В ходе запаривания не забываем время от времени контролировать процесс, бывает что огонь гаснет, или вода выкипает , поэтому пускать дело на самотек не стоит.

После того, как время вышло, выключаем огонь, снимаем полотенца и одеяла и освобождаем изделие. Теперь его можно стирать. После того, как излишки краски окончательно вымоются, изделие можно вешать , чтобы стекла вода , а затем влажную ткань просушить утюгом.

Как запаривать батик?

Запаривание – это способ закрепления красок на натуральной ткани. Данный процесс осуществляется с использованием влажного пара.

Запаривание можно выполнять не только на профессиональных установках (автоклавах, которые обеспечивают наличие условий, необходимых для закрепления красок – высокой температуры и давления), но и в домашних условиях.

Что многие художники по ткани с успехом и делают. Об этом и поговорим.

Необходимое оборудование, материалы

Чтобы запарить батик дома, необходимо воспользоваться металлическим ведром, высокой кастрюлей или баком. Для реализации данной задачи также подходят мультиварка, пароварка и скороварка. Как нужно правильно запаривать батик, можно посмотреть в интернете (например, на Ярмарке мастеров, раздел – батик), там такой информации достаточно много. Мастерицы часто выкладывают мастер-классы, в которых подробно рассказывают и показывают, как надо делаь эту непростую процедуру.

Сегодня для иллюстрации данного мастер-класса я выбрала фотографии как раз оттуда, автор — Amarga.

Закрепление красок на шелке путем воздействия пара – дело простое, но довольно таки капризное. Результат запаривания определяется множеством факторов. Он зависит от площади кухни и от того, сколько раз был прокрашен шелк, какая емкость применялась для закрепления краски.

Первое запаривание рекомендуется выполнять вместе с мастером, который хорошо знаком с данным методом. Стоит помнить, что запариванию можно подвергать только натуральные ткани, способные выдерживать высокую температуру.

Запаривание можно производить на газовой или электрической плите, используя при этом высокую кастрюлю либо ведро. Кроме того, для закрепления краски паром требуется наличие:

  • деревянной палочки;
  • старой простыни;
  • одеяла или подушки, которые хорошо пропускают пар;
  • шнура или веревки (но не из синтетического волокна);
  • старых газет.

Важно следить за тем, чтобы обрабатываемое изделие пропарилось равномерно.

Читайте еще:

Запаривание батика: последовательность действий

Расписанный шелк раскладывают на простыне так, чтобы изделие поместилось на ней полностью. Обе ткани вместе аккуратно сворачивают рулончиком.

Рулон заворачивают в старые газеты (новые не подходят, т. к. свежая типографическая краска может испачкать изделие), после чего сворачивают «бубликом» и закрепляют в нескольких местах (с «заломами» газеты надо обращаться особо осторожно).

Шнур надежно закрепляют поперек ведра. Чтобы он не провисал, можно подложить деревянную ложку.
Для одновременного соединения свертка и ложки из двух веревочек одинакового размера (10-14 см) делают петельки.

При подвешивании тканевого свертка важно обеспечить некоторую отдаленность от стенок емкости и позаботиться о том, чтобы он не был расположен слишком низко.

Обязательно надо следить за тем, чтобы на поверхности рулона и на шнуре не собирался пар, и чтобы от его воздействия не размокли газеты (при запаривании батика применяется сухой способ нагревания свертка).

После надежного закрепления тканевого рулона в емкость набирают немного воды, заполняя ее примерно на 1/4. На дно ведра можно положить блюдечко или камень. Блюдечко позволит контролировать уровень воды, а камень хорошо ее прогреет.

Запаривание выполняют на медленном огне, накрыв ведро одеялом или подушкой. При этом используемое изделие не должно впитывать в себя влагу. Подойдет подушка (одеяло), которая защитит сверток от конденсата. Поскольку запаривание батика выполняется сухим способом, крышкой ведро не накрывают.
Длительность процесса обычно составляется 1,5-2 часа. Запаривание окрашенной ткани требует постоянного контроля. Нужно постоянно следить за уровнем воды, смотреть, чтобы она не выкипела.

По истечении определенного времени сверток достают из ведра, ждут, пока он остынет, и аккуратно разворачивают, затем приступают к стирке ткани в воде, температура которой составляет 30 °C (можно добавить немного уксуса). Ткань рекомендуется стирать через день, дав ей немного полежать. Когда из шелкового изделия стечет вода (нельзя выкручивать), его следует прогладить утюгом и развесить.

Часто применяются и другие варианты запаривания батика. Ознакомившись с советами специалистов, можно подобрать для себя наиболее удобный способ. Главное хорошо разобраться и следовать основным рекомендациям, тогда все получится.

Мастер-класс: запаривание шелка

Реанимировала фотографии в постинге о запаривании:))) Комментарии сохранила — часто в них скрывается много полезной информации.
Постепенно буду очищать журнал от неинформативных постингов с «убитыми» картинками. Все полезное постараюсь сохранить:)

Довольно часто мне задают вопросы о запаривании шелка.
Процесс это не сложный, но требующий определенных навыков, поэтому подробней остановлюсь на некоторых этапах запаривания в трубе.

Поначалу я запаривала расписанные изделия в пароварке — краски закреплялись нормально, но порой на ткани образовывались заломы, от которых было очень сложно избавиться. И так как профессиональные запарники очень дороги, стала изучать возможность сооружения альтернативного агрегата своими руками:)
Нашлась и подходящая инструкция : http://www.dharmatrading.com/info/steamer-stovepipe.html

Для «агрегата» и процесса запаривания потребуются:
— электроплитка
— труба (у моей диаметр 20 см. длина 1.5 м.)
— моток довольно жесткой проволоки
— липкая лента для склеивания
— фольга
— газеты
— газетная бумага белого цвета

Схема сооружения подробно расписана в инструкции, на которую я дала ссылку — в кастрюлю вставляем трубу, набираем воду, оборачиваем фольгой, чтобы пар не выходил наружу и накрываем все полотенцами, а еще лучше чем-то поплотнее и потяжелее.

Пока нагревается вода в нашем «агрегате», займемся сворачиванием рулона.
Самым сложным для меня оказалось научиться расчитывать время запаривания и правильно сворачивать рулон. Поэтому сфотографировала процесс поподробнее.

Для рулона понадобится оберточная бумага, газеты и газетная бумага белого цвета.
Сначала отмеряем отрезок оберточной бумаги так, чтобы с каждой стороны шарфа оставалось достаточно свободного пространства ( я стараюсь оставлять сантиметров 30- 50), следующие два слоя — газеты, и последний слой, непосредственно соприкасающийся с работой — чистая газетная бумага.
Затем в той же последовательности укладываем «слои» сверху шарфика.

Когда «слоеный пирог» готов, сворачиваем все в рулон. У меня его примерный диаметр получается около 10 сантиметров, хотя в инструкции пишут, что нужно 15. Затем закрепляем проволоку, стараясь, чтобы она поделила рулон на равные части, иначе возможен перекос при подвешивании.
У меня это выглядит так:

Затем к нижней части рулона прикрепляем фольгу шириной сантиметров 15-20. Когда сверток готов, аккуратно подвешиваем его в трубу (осторожно, пар к этому времени уже горячий . ) Температуру я постепенно увеличиваю в процессе запаривания, но до интенсивного кипения не довожу. Весь процесс у меня занимает три-четыре часа.

Время запаривания зависит от вида красителей, техники росписи, плотности ткани.
Обычно на флаконе с краской указано рекомендуемое время запаривания. Горячий батик запаривается дольше, чем холодный, плотные ткани — дольше, чем тонкие.
Стирать запаренную работу лучше не ранее, чем через сутки.

Эстетики в интерьере такое сооружение, конечно, не прибавит, но жизнь облегчит существенно, если Вам довольно часто приходится выполнять большие работы парозакрепляемыми красителями.
Удачи.