Мастер-класс создание иконной доски

Мастер-класс: создание иконной доски

Хочу поделиться с вами процессом создания иконной доски.

Основой произведения служила доска. Для изготовления в России чаще всего употребляли древесину липы, сосны, ели, клена. Иконные доски — это традиционная основа для темперной живописи в иконописи. Икона — это отражение божественного мира.

Создание киота для иконы в SketchUp

Доска бывает разных размеров. Она скрепляется обычно: либо сквозными, либо встречными, либо тарцевыми шпонками. У меня на досках используются торцевые шпонки, которые надежно защищают доску от излишнего изгибания и сохраняют ее декоративность.

На лицевой части доски вытесывается плоское углубление — ковчег. Смысл ковчега — духовный. Он символизирует ковчег завета, то есть святое место, где может быть показанно сокровенное царствие небесное. Однако, множество икон прошлого века писали и без ковчега. Переход от полей к ковчегу называется «лузгой». На полях изображается либо узор, либо святые, либо просто покрыты однотонной краской.

Паволока

Перед нанесением грунта доска проклеивается и к ней приклеевается ткань — паволока. Я использную только х/б ткань. Все материалы, начиная с доски, клея, паволоки, доски, левкаса, натуральных пигментов, замешенных на яичной эмульсии — природного происхождения.

Для проклеивания паволоки я использую мездровый клей. Для этого сухой клей вечером замачиваю на ночь для набухания, а на следующий день на водяной бане распускаю клей, доводя его до 60 градусов. В клей для пластификации добавляю олифу. Новую ткань стираю заранее, а затем замачиваю в клею на несколько минут для пропитки. Ткань отжимаю и аккуратно разглаживая руками, выгоняю воздух. Доска с паволокой просушивается сутки.

Левкас

Это грунт, на котором пишется икона. Он изготовлен из мела и клея. Мел покупается специальный, очищенный. Дополнительно я отмучиваю мел — заливаю его водой в трехлитровую банку, размешиваю и оставляю на сутки пока мел не осядет. Воду сливаю, заливаю новую. Эту процедуру повторяю в течении одной недели. Когда мел готов, я выкладываю его для просушки.

Варим левкас

Клей доводим до 60 градусов, добавляем олифу и начинаем сыпать щепотками мел. Мел постепенно оседает. Когда мел уже находится на поверхности клея — значит достаточно его сыпать. Дальше необходимо, чтобы мел разошелся, а левкас слегка остыл, и наносим первый слой левкаса на доску. Оставляем для просыхания в помещении без сквозняков. Когда левкас остынет, разойдется мел, убираем его в холодильник, накрывая банку мокрым бинтом с ватой, чтобы влага из левкаса не испарялась.

Рождение Иконы. Creating an Icon. Anton and Ekaterina Daineko.

Далее, на следующий день, когда просохнет первый слой, мы наносим второй слой, уже холодным левкасом. Постепенно разравнивая его удобным для вас инструментом. Итак, левкасим доску целую неделю тонкими слоями, просушивая.

Спустя неделю, когда доска полностью пролевкашена мы ее хорошо отшкуриваем. Сначала мы используем более грубую шкурку медиум, а дальше шкурим более мелкой fine, пока грунт у нас не будет выгядеть, как фарфор.

Иконная доска. Резьба по левкасу . Вязь ковчега.

Когда доска загрунтована, отшкурена можно переносить эскиз и начинать писать икону.

Спасибо вам большое за внимание, до новых встреч!

Левкас

Онлайн обучение иконописи

Как создается икона, техника иконописи | Иконописная школа TEOFOS

Мастер-класс по курсу «Левкас для иконы»

Онлайн обучение по видео-урокам

Для кого

Для тех, кто хочет создать качественный левкас своими руками.

Начало курса

Сразу после подтверждения оплаты.

Длительность

Один год с момента активации кода.

Формат обучения

Пошаговое обучение в удобном видео-уроке.

Изготовление иконных досок. (Бюджетный вариант)

Стоимость онлайн обучения «Левкас для иконы»:
1 000 руб.

    Для приобретения мастер-класса необходимо зарегистрироваться

Иконописный канон | Запись прямого эфира от 18 июня 2020г.

    Вход в мастер-класс «Левкас для иконы»
    Подарочные сертификаты на онлайн обучение

Мы рады предложить Вам уникальный мастер-класс по курсу «Левкас». Это важный и просто необходимый курс для будущего иконописца.

Подробный видео-урок от опытного иконописца В.А.Рыщенкова, в котором Вы узнаете всю технологию изготовления иконной доски, пошаговое приготовление и нанесение грунта «левкаса».

Мастер-класс идеально подойдёт

Что изучается на курсе

Мастер-класс по левкасу в иконописной школе TEOFOS

На курсе представлена пошаговая демонстрация с нуля: как сделать иконный грунт «левкас», надёжный рецепт приготовления по технологии старых мастеров. А также всё об иконной доске, подготовка доски под левкас, паволока, процесс нанесения и шлифования левкаса. Мастер-класс включает в себя подробную пошаговую демонстрацию с объяснениями профессионального иконописца.

Почему важно пройти этот курс:

Иконная доска с левкасом – это основа будущей иконы. Качество доски и грунта напрямую связано с сохранностью Вашей иконы в будущем.

Рецептов левкаса много, разобраться во всех тонкостях Вам поможет наш мастер-класс от опытного иконописца. На практике Вы узнаете как делается традиционный левкас: состав левкаса, рецепты, клеи, какой мел добавляют в левкас, как подготовить доску для грунтования, как проклеить доску, для чего и как приклеивают паволоку. Практическое приготовление иконного грунта «левкас» на желатине.

Вместе с наставником Вы своими руками сможете приготовить настоящую качественную основу для своей иконы. Делается упор на технику старых мастеров, подробное объяснение и демонстрация каждого шага. Вы забудете о проблемах приготовления левкаса и результат будет всегда радовать и вдохновлять Вас.

Секреты иконописца

Иконопись: рукотворное чудо, несущее добро

Вощение иконных досок.

Икона — окно в тот мир.

Начало 17 октября в 11:00

Краски в иконописи | Запись прямого эфира от 25 июня 2020

Курс рассчитан на 6 занятий по 4 часа.

Из всех философских доказательств бытия бога наиболее убедительно звучит эта: «Есть Троица Рублева, следовательно, есть Творец». Ведь именно гармония и красота побуждает людей чаще смотреть в небеса и делать добро. Даже ярые атеисты признают вклад мировых религий в сокровищницу художественной культуры, т.к. глубина образов и царственность обрамления иконостаса может многое рассказать о традициях и нравах людей прошлого и настоящего. Во все времена икона считалась главной защитницей домашнего очага. О силе иконы, которую человек пишет для себя или своих близких, ходят легенды: считается, что она может исцелять от болезней и исполнять самые сокровенные желания. Частичка души, вложенная автором в икону в момент создания, вдохнет в нее жизнь и особую позитивную энергетику, которая будет передаваться каждому, кто на нее взглянет. Тем более, если икона пишется по особому случаю – в подарок на венчание, день рождения или крестины ребенка. Такую особую икону Вы сможете написать сами под руководством профессионального иконописца на наших курсах. Для каждого ученика будет разработана индивидуальная программа, и Вы сможете написать икону своего святого или ангела-хранителя. Творец живет в каждом человеке, и мы поможем Вам его раскрыть. Ведь именно искусство иконописи является связью между небом и землей и помогает людям любить и быть любимыми!

Преподаватель- Ефремов Илья — практикующий иконописец, художник.

ПРОГРАММА: Курс «Основы иконописи»

Возможно обучение с нуля без специальной подготовки.

Доска для иконы. Часть 1.

В процессе обучения вы узнаете:

Какие иконы существуют в православной церкви.

Что такое каноничная и неканоничная икона.

Какие иконописные направления существуют и в чем их отличие.

#1 Нанесение прориси | Урок по иконописи

Какими материалами пользуется иконописец для создания иконы.

#2 Роскрышь иконы | Урок по иконописи

Изготовление иконной доски – основания.

Техника иконописи | Запись прямого эфира от 14 мая 2020г.

Левкашение — приготовление и нанесение иконописного грунта.

Создание первичного рисунка.

Золочение ( чеканка) иконы.

Техника создания ликов – живопись.

В конце курса каждый ученик создаст по канонам иконописания свой

Как писать икону для храма «Спас в Силах» (часть 2). Левкас для иконы — приготовление и нанесение.

На первое занятие принести:

Краски темпера форма «Мастер-класс»

Красная, голубая «ФЦ», сажа газовая, церулиум, окись хрома, изумрудная зеленая. умбра жженая, сиена натуральная, кадмий желтый-средний, охра светлая, кадмий красный темный, белила титановые.

Бумага А3, калька А4, меллимитровка, палитра, простые карандаши, ластик.

Сюжеты понравившихся икон.

Екатерина Дмитриевна Шеко, Михаил Иванович Сухарев

Основы иконописного рисунка. Учебно-методическое пособие

Мастер-класс. Как сделать иконную доску и левкас. Все приемы приготовления левкаса в подробностях.

© Шеко Е. Д., Сухарев М. И., 2022

© Шеко Е. Д., Сухарев М. И., 2022, с изменениями

© Оформление. Издательство Православного

Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2022

Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Данное учебное пособие содержит теоретическую часть курса «Иконописный рисунок», разработанного для студентов Факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Рисунок – основа всякого изображения, в том числе и иконы. Прежде чем взяться за краски иконописец должен подготовить рисунок композиции будущей иконы. Рисунком определяется стилистика изображения, размер и пропорции фигур, движения и характер образов. Расположение линий рисунка создает тот каркас, который необходим для работы цветом. В иконе не должно быть случайных, хаотичных пятен – это один из главных принципов иконописания. Вся структура разделки деталей композиции, пробелов одежд и охрений ликов определяется исходным рисунком.

Традиции искусства иконописания выработаны многовековой практикой византийских и древнерусских мастеров. Наиболее совершенные произведения иконописи XII–XVI вв. являются непревзойденными образцами подлинно высокого искусства, к ним обращались иконописцы всех последующих веков, включая и наших современников. Эти образцы используются на Факультете церковных художеств в качестве основных учебных пособий. Иллюстрации для книги «Основы иконописного рисунка» также подобраны из числа лучших и наиболее сохранных из них.

Для изучения этих образцов на начальном этапе требуется копирование – как главный метод начального обучения иконописца. Поместный Стоглавый Собор Русской Православной Церкви 1551 г. (43 гл.) предписывает иконописцу «с превеликим тщанием писати образ Господа нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Богоматери, и святых, по образу и по подобию, и по существу, и по лучшим образцам древних иконописцев; а от самосмышления бы и по своим догадкам Божества бы не описывали». Поэтому копирование как метод обучения применялся, судя по документальным свидетельствам, всеми без исключения мастерами и в Средние века, и в эпоху Возрождения, и в школах эпохи классицизма: как копирование через прозрачную бумагу, так и срисовывание образцов.

В академических художественных школах вплоть до конца XIX в. использовали копирование учебных таблиц как метод обучения основам мастерства. И только ниспровержение академических основ рисунка адептами авангардизма на рубеже XIX–XX вв. объявило копирование «догматическим», «вредным», «приводящим искусство рисунка к тупику». Отголоски такого отношения к копированию до сих пор присутствуют в наших художественных школах. Безусловно, копирование (в смысле калькирования, создания абсолютно точного подобия оригиналу) не может быть методом работы профессионала (хотя создание хорошей копии это тоже дело художника). Но на стадии обучения копирование как метод «погружения в материал» – необходимо будущему иконописцу.

В настоящее время в России иконописание находится в стадии подъема. В Москве, Петербурге и других городах действуют многочисленные школы и курсы иконописи, церковные и частные мастерские. В Интернете легко найти множество публикаций современных икон. Но, к сожалению, приходится отметить, что средний уровень качества создаваемых произведений иконописи пока недостаточно высок. Выбор образцов и стилистики зависит от личного вкуса и образования иконописцев. А хороший вкус, знание иконографии и традиций иконописания, по всей видимости, еще не сформированы в должной мере.

Особенно сложная ситуация в системе обучения иконописанию. Здесь пока даже не существует общей концепции. Методики обучения в каждом случае исключительно авторские. Для обучения начинающих в настоящее время используются две основные методики: традиционное академическое рисование с натуры, и копирование изображений-образцов. Обе методики имеют и свои достоинства, и недостатки.

Академическая школа рисунка, на принципах которой обычно строится обучение рисованию в России, до сих пор остается единственной серьезно работающей методикой. Система обучения рисованию разработана в течение нескольких столетий многими поколениями художников-педагогов и дает хорошие результаты с точки зрения академической традиции. В основу обучения положены геометрия и перспектива. Геометрические построения помогают видеть и понимать форму изображаемого объекта, что особенно необходимо при изображении объемного предмета на плоскости. Применение геометрических построений основано на изучении правил и законов прямой перспективы. Это необходимые навыки для живописцев академического направления.

В иконописи тоже применяются геометрические построения, однако они подразумевают совершенно иное отношение к геометрии изображаемого пространства. Получается очевидное противоречие, когда некоторые профессиональные художники-реалисты, принимаясь за иконописание, начинают исправлять рисунок и композиции древних образцов в сторону академической «правильности». А в последние годы появились иконы с нарочито утрированными диспропорциями фигур и ликов в угоду идее «обратной перспективы». Как правило, это происходит от непонимания внутренней логики иконописного рисунка. В тех произведениях в жанре иконописи, которые современный художник выполняет за плату (как это неизбежно происходит сейчас), чаще всего акцент делается только на внешнем подобии – получается муляж-имитация иконы, что неизбежно приводит к деградации содержания.

Перед современными мастерами церковного изобразительного искусства стоит проблема выбора образцов иконографии среди множества икон, написанных за всю историю Православной Церкви. Поэтому воспитание культуры иконописного рисунка является одной из важнейших задач обучения на Факультете церковных художеств ПСТГУ Учебные рисунки-копии лучших древнерусских и византийских икон выполняются не при помощи калькирования репродукции, а рисуются учащимися с образца самостоятельно – без измерений или сетки направляющих.

Главной темой предлагаемого курса является изображение фигуры и лика средствами иконописного рисунка. Изображение других элементов – горок, палаток, деревьев и т. д. – рассматривается только обзорно. Рисование этих предметов обычно входит в подготовительный цикл обучения. К изображению фигуры и лика учащиеся приступают только после освоения вышеназванных элементов иконописного рисунка.

Учебное пособие «Основы иконописного рисунка» предназначено для будущих иконописцев и реставраторов. Это только вспомогательный материал для практических занятий под руководством преподавателя, работающего индивидуально с каждым студентом, дающего задания в зависимости от уровня подготовки и способностей учащегося и контролирующего выполнение заданий. Параллельно с занятиями иконописным рисунком для развития глазомера и упражнения руки проходят уроки академического рисования с натуры.

Иконная доска. Изготовление иконной доски / Making an Icon Panel. Craft.

Проблемы учебного иконописного рисунка рассматриваются в данном учебном курсе, не касаясь датировки и происхождения конкретных образцов. Все образцы, предлагаемые для изучения, являются высокохудожественными произведениями замечательных мастеров-иконописцев XII–XVI вв., сохранившимися в наилучшем состоянии до наших дней.

Теоретические основы обучения иконописному рисунку

Иконописание ставит перед собой задачу изобразить невидимое. Отсюда символизм, идеальность и бесстрастность иконы. Отсюда единообразие иконописных ликов, отсутствие глубины пространства в картине и выпуклости объема, реалистичной направленной светотени как иллюзии материального мира. Отсюда преобладающая графичность изображения. Все лучшие образцы икон отличаются четкими и уверенными контурами, поэтому иконописцу необходимо иметь твердую руку. Процесс обучения иконописца невозможен без профессионального обучения рисованию.

Многие исследователи говорят о канонах иконописания. Действительно, на всем протяжении истории Церкви мы видим сложившиеся традиции изображения Спасителя, Богородицы, праздников и святых. Но при этом мы имеем такое многообразие «стилей», «школ», направлений, такие яркие индивидуальности знаменитых и безымянных мастеров, что говорить о каноне, как о жесткой схеме, подобной древнеегипетскому канону, в иконописи невозможно. «Каноном» в иконописи можно назвать ряд характерных особенностей изображения, которые сводятся к следующему: