Мастер-класс простой натюрморт с бокалом. сухая пастель

Мастер-класс: простой натюрморт с бокалом. Часть 2: сухая пастель

В первой части мы построили наш простенький натюрморт.

Чем больше вы будете пользоваться данным способом, тем быстрее научитесь правильно составлять пропорции и пере носить любой рисунок на лист бумаги, будь то натура или фото. И вскоре ваши построения будут все прозрачнее и проще, а сам рисунок четче и правильнее. Со всременем необходимость в таком детальном построении отпадет и все будет строится на глаз и построение будет только подразумеваться.

Теперь мы приступаем к урокам в цвете. Если есть желание увидеть урок в штриховке карандашом или в какой либо другой технике, пишите в комментариях.

«Натюрморт с физалисом». Сухая пастель

Этот наш урок будет по сухой пастели. Сухая пастель довольно простой материал в освоении. Удобен для новичков.

Итак, для урока, нам понадобится:

— сухая пастель (не масляная, это важно!). У меня пастель Рембрандт, подойдет любая пастель мягкая или экстра мягкая (Faber Castell, Peroci, Акваколор, Олки или любая ваша любимая;

— пастельные карандаши. Достаточно нескольких цветов (в основном для бокала) — черный, коричневый темный и посветлее, телесный и белый. Если у вас есть набор, то это замечательно. Еще можно воспользоваться карандашами для скетчей, обычно они бывает в наборах сангина, сепия, уголь и мел;

— бумага. Я взяла наждачную 🙂 Обычная строительная наждачка с маркировкой 800. Можно взять специализированную абразивную или обычную пастельную бумагу. Если бумага у вас будет с более грубой фактурой, получится лишь меньше деталей. Формат листа ближе к обычному А4;
— малярный скотч, чтобы прикрепить лист к планшету или мольберту;
— планшет или мольберт, на который мы будем крепить наш лист;
Начинаем. Для начала напомню, что мы рисуем! Наш натюрморт.

У нас уже есть карандашный скетч. Переносим наш рисунок на основу.

Небольшой совет новичкам. Пастельная бумага очень чувствительна к механическим воздействиям. Она не терпит ластиков, простых карандашей, грязи и воды. Поэтому, если вы еще не очень уверены в том, что построите все аккуратно с первого раза или если у вас сложная форма, которая требует построения с дополнительными линиями, которые потом нужно будет стереть, не рисуйте сразу на пастельной бумаге! Особенно это относится к дорогим маркам абразивной и велюровой бумаги. Они любят лишь четкие линии, а стереть с них практически невозможно. Лучше взять обычный лист и построить на нем, при помощи карандаша и ластика. А потом при помощи копировальной бумаги перевести на основной лист только нужные нам линии.
Бывают случаи, когда копировальная бумага не подходит, например если у вас темная основа. Как же быть? Как перенести рисунок без копировальной бумаги? Очень просто! Берем наш скетч (он должен быть выполнен на тонкой бумаге, типа писчей или для ксерокса), и с обратной его стороны раскрашиваем его любым светлым пастельным мелком, или обычным мелом, или любым светлым мелком, который не жалко. Затем меловой стороной прикладываем на основную бумагу и обводим нужные линии нашего рисунка и «Вуаля!», наш рисунок отпечатался на основе.

Сначала сделаем фон. Набираем необходимые нам цвета. Передний вертикальный план (его нет на фото, я сделала его для наглядности) это как будто край поверхности, на которой стоит наш натюрморт. Она всегда темнее всех поверхностей натюрморта, при условии, что свет падает обычно сбоку, сверху.

Самая освещенная поверхность — это поверхность горизонтальная, на которой стоит натюрморт. Ее делаем светлой и сразу наносим тень, она будет темной, на данном этапе мы делаем ее такую же как вертикальную переднюю плоскость.

И наконец, вертикальная плоскость за натюрмортом. Она всегда темнее горизонтальной поверхности, даже если на самом деле это не так, на рисунке ее следует немного притемнить. Так же притемним немного наш рисунок сверху.

Нам необходимо все равномерно растушевать. Как видите, у меня две фотографии. Специально обращаю ваше внимание, что не стоит сразу «забивать» пастелью все поры бумаги, иначе будет сложно рисовать сверху или даже невозможно. Поэтому я нанесла аккуратно один слой фона, попробовала растушевать, довольно сложно.. и нанесла еще второй, который уже растушевался замечательно..

Место бокала мы тоже закрашивает фоно, ведь он у нас прозрачный. На этом месте стоит нанести пастель особенно тонким слоем, но достаточным, чтобы равномерно растушевать пастель. Обратите внимание, что тень от бокала у нас сзади, на вертикальной поверхности.

Когда вам уже понравится фон, оставляем его в покое. Мы его трогать уже не будем, он у нас простой. Единственное, что мы у него «потрогаем» это наши тени, но это в процессе.
Обновляем контуры нашего бокала легкими движениями светлым, хорошо заточенным пастельным карандашом. Поправляем контуры остального рисунка, где они потерялись в процессе работы над фоном.

Наносим основные цветовые пятна. В листиках и ягодах стараемся найти «средний» цвет и не светлый и не темный. И аккуратно, очень тонким слоем покрываем листочки и ягоды.

Яблоко немного сложнее. Оно у нас «разноцветное». Наносим красные и бледно желтые пятна, немного розового. Аккуратно все растушевываем, сравниваем с нашей натурой, если, что-то не так, подправляем.

Приступаем к бокалу. В рисовании стекла нет универсальных рецептов! Нужно внимательно присмотреться к стеклу, в некоторых случаях стоит начать со светлых участков. в некоторых с темных. Тут важна ваша наблюдательность и внимание. В данном случае бокал глянцевый. без острых граней, за исключением шарика основы, поэтому я начала со среднего тона.

Берем карандаш по тону чуть темнее нашего фона, и внимательно смотря на наш бокал, наносим темные и средние места бокала, с разным нажимом. Не пытаемся чертить грани на ножке, где шарик. Работаем пятнами, пусть на первый взгляд кажется коряво, но поверьте, потом все сложится в красивую картинку.
Так же немного делаем тень под нашим бокалом. В данном цвете сложно понять, где у нас бокал закончился, а где началась тень, но опять же нам сейчас важны наши цветовые пятна!

Елена Горбушина Пасхальный цыпленок сухой пастелью

Немного корректируем нашу тень. Обратите внимание что справа основа бокала тоже «играется» светом и тенью с фоном, фон там темнее, а бокал светлый и пока его контуры сливаются с тенью и сложно разобрать контуры бокала.
Следующим этапом берем более темный оттенок карандаша, у мня темно коричневый, у вас если фон, например будет серым, это будет темно-серый карандаш… И еще раз внимательно сравнивая натуру и наш рисунок проходимся в более темных местах.

А теперь очень аккуратно работаем черным карандашом. Натюрморт достаточно нежный и тут нужна особая аккуратность, буквально точечками и очень тонкими линиями отмечаем самые темные места. Не забываем про тень, подчеркнем под бокалом и под яблочком.

Теперь берем бежевый или телесный карандаш и начинаем высветлять светлые места наш бокал.

Также очень внимательно глядя на нашу натуру. Мы пока не трогаем те места, где блики бокала находят на ягоды, смотрим какие блики За веточкой и За ягодами.
Оставляем наш бокал пока в покое. Нам нужно «связать» его я ягодами. Поэтому приступаем к веточке.

Небольшой совет новичкам.

Учитесь работать на весу, не прислоняя руку к рисунку, иначе вы размажете наш красивый бокал. Можно подкладывать лист бумаги под руку, но если листов «возить» по рисунку он тоже смажется, листочек нужно аккуратно перекладывать. Не забывайте об этом и будьте предельно внимательны.
Приступаем к листочкам. В общем, технология такова — чередуем светлые и темные цвета. Сначала прокладываем, темный тон, тени, темно зеленым цветом, потом делаем светлые места и прожилки на листочках.

Снова наносим темный тон, можно даже взять коричневый цвет и веточку заодно обозначим. И снова подчеркнем прожилки светом. Обратите внимание на прожилки, они объемные, нужно подчеркнуть их теневые стороны темным цветом.
Снова добавим теней, на этот раз возьмем темно синий (у меня серый Пейна) и пройдемся по теневым местам, немного даже черным, совсем немного, и снова высветлим прожилки. Если необходимо, повторяем наши операции снова и снова, пока не добьемся нужного нам эффекта. Листики и веточка готовы.

Настала очередь наших ягод. Нам нужно сделать тени, теней на ягодах много и они довольно контрастные. Для теней берем оливковый и коричневый, немного зеленого, обозначить рефлексы от листьев.
Получился объем. Очень важно передать тень на задней ягоде, на ней тень от ягоды снаружи бокала и она закрыта листьями от света, хоть она не потеряла своего цвета, она в тени, и ее нужно приглушить. Обратите внимания, что низ ягод темнее фона и темнее фона их темная сторона, не бойтесь перетемнить.

Теперь по аналогии с бокалом, возьмем светлый, но НЕ белый цвет. Например, светлый желтый теплый или тот же телесный (он у меня, наравне со светло голубым, как палочка-выручалочка) и прокладываем светлые места ягод и немного затронем место за ягодами, там наш бокал светлее.

Наши ягоды почти готовы, нам осталось проставить на них белые блики, не переусердствуйте, они не большие, в нужном месте. На передней ягодке чуть больше, на задней еле виден.

Теперь возьмем светло-голубой цвет и белый и развернемся на бокале с бликами. Тут нет особых приемов, главное внимательно смотреть на натуру и не переборщить с белым. Его всегда можно будет добавить.
Не забываем и про ножку бокала и на ягодки «кинем» немного голубенького.

Ну вот, осталось только яблочко. Посмотрим внимательно на нашу натуру. У нас очень сложная тень, в ней есть и светлый рефлекс, от преломления света в бокале и темные места, нам нужно попытаться повторить эти причуды 🙂

Для начала я взяла мелок, которым делала горизонтальную поверхность и обозначила светлые места.

Растушевываем и, так же как работали с листочками, чередованием темного и светлого цвета добиваемся нужного эффекта в тени.

Натюрморт с корзиной яблок. Сухая пастель.

Наносим цвет на яблоко, для теневой стороны я взяла вишневый, для светлой кремовый, немного в розовый оттенок. Наметила место хвостика.

Наносим так же в несколько приемов, чередуя светлый и темный. Опять же внимательно смотрим, что самое темное место у яблока, там, где у нас самый светлый фон.

Добавляем в яблоко ванильный и красные цвета, тень берем темно фиолетового цвета, она довольно темная, но насыщенная, ни темно красный, ни коричневый не даст нам такого эффекта. Нам нужен более холодный цвет, ближе к синему.

Намечаем мелкие детали, дефекты. Подрабатываем тень по мере прорисовски яблока, она начинает теряться, добавляем ей глубины. Ставим блик на яблочко, несколько ярких акцентов на бокал (не переусердствуйте, все должно быть в меру, всего лишь легкие прикосновения 🙂

Пишем пастелью. Простой натюрморт с фруктами. ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ.

Ну вроде все готово! Но наш рисунок нужно обобщить. Нанесем красные рефлексы на яблоко, и в бокал. Немного оттеним голубым рефлексы яблочка.

Все готово! Можно поставить подпись и оформлять в раму!
Ну вот и все! Наш урок окончен! Напишите, был ли он вам полезен? Чему бы еще вы хотели бы научиться?

Мастер-класс: простой натюрморт с бокалом. Часть 1: построение

Для первой части урока нам понадобится:

— лист бумаги или блокнот для зарисовок;

— натюрморт из 2-3 предметов, или мой референс.

Как ставить натюрморт?!
Мы так привыкли рисовать с фото. Много красивых натюрмортов в интернете, снятых профессиональными фотохудожниками. Эти натюрморты сняты на профессиональном оборудовании, с профессиональным освещением, с профессиональным светом, оборудованием, да еще всякие красивые вещички там. ммм.
Но вы будучи художниками, тоже становитесь такими плюшкиными и коллекционерами. Только женщина-художница может притащив с рынка авоську овощей, перед тем, как безжалостно покромсать их в кастрюлю, красиво их расставить, сесть и порисовать 🙂

Только художник может на последние деньги купить живописный (по его мнению) сервиз или ржавый старинный утюг. В ход идет все, от поломанных топоров и шуруповертов, до покупки дорогих алкогольных напитков, которые никто не пьет, но бутылка хороша.

На начальном этапе нам нужны простые постановки — фрукты, овощи, кухонная утварь, какие-то не совсем нужные куски ткани. рисовать можно все! Баночки для специй и флакончики от духов, цветы, как комнатные горшечные, так и срезанные садовые. Старайтесь копить копилку, того, что долго хранится — шишки, керосиновые лампы, лейки, все что нравится, все что хочется порисовать.

Из скоропортящихся продуктов можно формировать натюрморты и фотографировать! Это будет уже ваша авторская работа, которую при желании можно отправить на выставку или конкурс, в отличии от работы, которая сделал по фото из интернета, которую в самом лучшем случае вы сможете продать, если это не запрещает правообладатель. На персональную выставку или конкурс такая работа не пойдет.

Так вернемся к натюрморту, что же это за зверь?!

«Натюрмо́рт — «Французский язык» — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики».

Любой преподаватель художественной школы или даже фотограф, который профессионально занимается такими фото, расскажут вам целую историю, о том, что натюрморт должен тоже рассказывать историю 🙂 Предметы в натюрморте должны быть созвучны — овощи с овощами и/или посудой, фрукты с фруктами, цветами. Наверное, не будут сочетаться, например, современный мобильный телефон и керосиновая лампа или медный старинный фужер. Хотя опять же все зависит от вашего замысла. В целом, я думаю, понятно, что я имею в виду.

Первый тип — это классическая постановка. Состоит она из 1-2-3 крупных предметов, которые ставятся обязательно на разные уровни, плюс несколько второстепенных предметов и маленькие акценты. Если ставим простой натюрморт из двух-трех предметов, то их не нужно располагать лесенкой, в натюрморте должен быть ритм. Часто используется драпировка. Натюрморт должен быть гармоничен не только размером, но и цветом, и тональными соотношениями предметов, особенно если мы будем делать монохромный натюрморт (о чем позже).

Примеры классических натюрмортов простых, без драпировки. В начале пути лучше драпировки, складки ткани порисовать отдельно, потом попробовать ставить на них несколько предметов. Один предмет у нас основной, большой и главный, может быть второй, чуть меньше но схожий с первым, и акцент, не большой, контрастный, может быть по цвету или форме.
А вот примеры более сложных натюрмортов без драпировки.

Отдельно нужно сказать об освещении, обычно, в классическом варианте оно спереди-сбоку, слева. Но опять же, если получился красивый, но необычный свет, не стоит от него отказываться. Это будет оригинально, может вас вдохновят причудливые тени 🙂

Много мелких предметов, например ягоды, цветы, могут быть объединены в одну крупную форму (вазу, корзину, миску).

Хорошо, если небольшие предметы перекликаются, например цветок, такой же как в букете, лежит рядом, на горизонтальной поверхности, желательно расположить его по диагонали, как бы ведя зрителя по картине.

В натюрморте не органично смотрится, когда предметы касаются друг друга краями, нужно или немного отступить или наоборот «наложить» друг на друга.

В классическом (академическом рисовании) не принято ставить предметы в ряд на одном уровне. Считается это скучным и безвкусным. Но современные художники используют подобные приемы вполне успешно.
Главное не ставить эти предметы одинаково, пусть что то лежит, что то стоит, или будет разной формы, пусть их хвостики смотрят в разные стороны.

А можно немного похулиганить и разбавить скучный ряд фруктов — «лежит груша, нельзя скушать!». Хорошо разбавят такой ряд фрукты с живописными листиками или выложенные на красивую ткань со складками.

Так же можно применить необычные ракурсы, сверху или наоборот немного снизу. В общем дать волю фантазии. Любой ракурс можно составить по вышеизложенным принципам.

Как нарисовать простой натюрморт сухой пастелью

Можно использовать случайно, самой «жизнью» созданную композицию. Будьте наблюдательны, банальный сбор урожая или подготовка к варке борща, станет вдохновляющей. и бегом за фотоаппаратом!

А можно и «срежиссировать» такую, типа случайную, композицию. В общем, дерзайте, замечайте красоту вокруг себя, собирайте свою коллекцию неповторимых идей для рисования!

Натюрморт с одуванчиками. Сухая пастель

Построение натюрморта

Начинать, конечно принято с шариков и кубиков, гипсовых, но мы-то ребята смелые! Начинаем сразу со стекла. Это будет небольшая серия уроков. Такой мини-курс, доступен он абсолютно всем, даже детям, лет с 9-11.

Вот такой натюрморт сама поставила и сама нарисовала моя 4-х летняя дочь 🙂 В процессе рисования яблоки пропадали из постановки, но это не смущало юного художника. Так что все будет доступно и понятно) : Готовим все материалы для мастер-классов мы вместе!

Я расскажу (и покажу), как построить натюрморт и немного поговорим о светотени и о тональных отношениях внутри натюрморта. Так исторически сложилось, что мои читатели, на данный момент, в основном рисуют сухой пастелью и начать учиться именно с этого материала нам проще всего. Поэтому этот натюрморт и несколько не больших других мы выполним в сухой пастели. Но сначала нам придется вооружиться обычной бумагой (например, ватманом) небольшого размера (я взяла блокнот для эскизов Canson 18,5×18,5 см. и простым карандашом. Возьмите среднюю твердость Н или НВ. Подготовьте также ластик, любую стерку, которая вам нравится.

Будем создавать вот такой натюрморт, он не сложный на первый взгляд. Но в нем есть сложный элемент бокал. Он и формы сложной и материал у него — стекло, который вызывает страх у начинающих.

Во второй части мы перенесем изображение на нажданую бумагу и выполним натюрморт сухой пастелью. Но вы сможете использовать данные этого урока для дальнейшей работы в любой технике.

Чтобы уметь перенести любое изображение (любой размер фото, натуру или предмет сложной формы, даже животное, анатомии которого мы не знаем) без сетки и без обводки с экрана компьютера или фото, нужно воспользоваться методом «Визирования». Что же представляет из себя сей магический термин?

Во-первых, нужно понимать, что абсолютно любой предмет (и живой, и не живой) состоит одного, нескольких или множества простых геометрических тел. Именно поэтому в учебных заведениях так старательно и много рисуют гипсовые фигуры. Приглядитесь внимательно к бокалу, яблоку, ягодам. мы увидим цилиндры, шары и круги, квадраты и кубы, призмы, конусы и т.д.

Это, что касается самих предметов по отдельности. Но если нам нужно нарисовать с натуры или со слишком большой фотографии или наоборот со слишком маленькой. Нам нужно идти от целого к частному и в этом нам помогут снова геометрические фигуры.

Из этого вытекает наш второй пункт. Переключим наше воображение с трехмерного на двухмерное. И начнем видеть нашу объемную натуру как картинку. Нам нужно заключить ее в квадрат или прямоугольник!

Для простоты восприятия у нас квадрат. Но может быть и прямоугольник, как вертикальный, так и горизонтальный. В случае с прямоугольником нам необходимо будет определить на сколько длинная его сторона больше короткой. Компануем на листе наш квадрат. Смотрим, что у нас есть еще и тень у яблока (кстати, можно заключать в квадратик все и вместе с тенью) ее тоже нужно учитывать в композиции, иначе рисунок будет выглядеть смещенным. Поэтому в данном случае распределяем квадрат на листе чуть влево от центра, что бы справа осталось место для тени.

Затем выделяем контуры наших основных предметов, но тоже не торопимся. Сегодня мы работаем с простыми и двухмерными формами.

Согласитесь, понять пропорции, уже когда мы выделили целое, намного проще! Сначала заключаем в прямоугольник фужер вместе с ягодами, они у нас составляют единый объект.

Буду рисовать с вами вместе, для наглядности процесса.

Затем уже выделяем яблоко, веточку и прямоугольник фужера. Конечно, это скучный урок. Но если вы построите таким образом несколько натюрмортов, например, 2-3 простых и 3-4 сложных, то все будет уже строится в голове, все пропорции будут складываться сами по себе.
Намечаем веточку и ягоды. Веточку можно тоже представить в виде геометрической фигуры, описав ее общий контур.

Теперь уже можно приступать к интересному! Построению самой формы наших предметов. Мы уже видели выше, что наше яблочко ни что иное, как шарик (круг) слегка приплюснутый с краев, а бокал состоит из ряда цилиндров, шариков и усеченный конусов. Конусы и шарики мы пока не трогаем, чертим круги, трапеции и прямоугольники.
Определяем, что верхняя часть бокала — это квадрат, очерчиваем его от общего прямоугольника.

Выявляем пропорции нашей ножки, она состоит из ряда мелких геометрических фигур — их нужно распознать и определить их высоту.

Нам нужно поделить остаток от верхней части почти пополам (нижняя часть немного меньше), потом разделить верхнюю часть делим пополам — получаем подставку основной части и высоту шарика на ножке. А нижнюю часть нужно поделить примерно на три части и отделить верхнюю. Это будет ножка под шариком. Сильно мельчить и выделять нижнюю трапецию я не стала, будем считать ее целым с подставкой.

Начинаем работать с верхней частью бокала.
Чертим центральную ось. Ровно посередине нашего «бокального» прямоугольника. Бокал симметричный и каждую направляющую мы рисуем на равном от центра расстоянии (см рисунок ниже).
При помощи визирования переносим направляющие наклонные линии и такими вот жесткими линиями, без закруглений переносим все на рисунок.

Визирование — вытягиваем руку вперед держа карандаш, не сгибая в локте и с нашей позиции, как бы прикладываем к бокалу, не сгибая локтя переносим угол наклона на лист и фиксируем. Способ не очень удобен когда рисуем на горизонтальной поверхности.

Все средства хороши, можете померить угол транспортиром 🙂 Это для фанатов перфекционизма 🙂

Приступаем к ножке. Пока мы не задумываемся на тему, что подставка у бокала, это круг и он уже в трехмерной плоскости.
Далее, мы нарисуем яблоко, достроим бокал. И разберемся с трехмерной плоскостью и линейной перспективой.
Мы уже нашли места для наших предметов, определили их пропорции и почти построили форму бокала. Продолжим мы работать уже в трехмерном пространстве.
Помните, как рисовали в школе кубик. Прозрачный? Вот и нам сейчас нужно нарисовать наши предметы прозрачными, трехмерными, чтобы они у нас не висели, а стояли на поверхности.
Чтобы помесить на плоский лист, трехмерную картинку недостаточно просто срисовать цветовые пятна в стиле фотореализма. Картинка может остаться лишь фотографией, не качественным принтом, кривой пародией… а сделанный крупными мазками стакан в стиле АллаПрима может обскакать любой фотореалистичный рисунок с миллионом подробностей.
Чтобы научиться изображать объемную картинку, нужно изучить не только законы света и тени, но и законы перспективы. Перспектива бывает воздушная и линейная.

С воздушной перспективой все просто. То, что к нам ближе ярче и контрастней, по мере удаления бледнеет и тускнеет, расплывается в контурах, становится как бы не в фокусе.
С линейной перспективой все немного сложнее. Часто ее описывают по типу воздушной, что ближе больше, что дальше меньше. В пейзаже все наиболее понятно, есть линия горизонта. Ряд одинаковых по размеру домов на картине будет выглядеть, как уменьшающийся.

А что же происходит с натюрмортом или портретом? Где там линия горизонта, таинственная точка схода и перспектива? Ведь все стоит на столике, тут рядом, на одном уровне…
Давайте разбираться.
Главное понять и прочувствовать это. Смотрим на рисунок.

1. Линией горизонта в натюрморте, где ее казалось бы нет, будет уровень ваших глаз! От того сидите вы или стоите, будет она выше или ниже. Меняется и ракурс натюрморта, но об этом позже.
Мифические точки схода тоже находятся на линии горизонта. Точка схода просто объясняется, если вы посмотрите на железнодорожные пути, которые на линии горизонта сходятся в единую точку. Хотя мы с вами знаем, что на самом деле они параллельны. Просто удаляясь от нас мы видим их меньше и меньше, расстояние между ними тоже уменьшается и в итоге превращается в одну точку.
Точки схода любого предмета на натюрморте тоже будут находиться на линии горизонта.
2. Мы видим под номером два на рисунке, что точки схода могут находиться далеко за пределами листа. Их не нужно строить, их часто построить и невозможно, не хватит и комнаты 🙂 Просто нужно знать, что любые параллельные линии, находящиеся к нам под определенным углом, на рисунке будут сходиться в точку схода, на линии горизонты. Как видим на рисунке, точек схода может быть несколько. Линия горизонта, служит лишь вспомогательным инструментом.
3. Посмотрим, как ведут себя плоскости под разным углом. Возьмите в руки лист плотной бумаги или книжку, держите его строго горизонтально примерно чуть ниже уровня груди и медленно поднимайте вверх. Вы видите, что лист становится уже и на уровне глаз (на линии горизонта) превращается в прямую линию. Совместились его передняя сторона и задняя. Продолжая поднимать лист, мы увидим уже другую его сторону, она снова будет раскрываться все шире и шире.
4. Ближние грани предмета, будут длиннее и шире, а боковые меньше, так как они дальше, а задние еще меньше, так как они еще дальше.
5. Если для все же представляет сложность, как же все это увидеть и нарисовать. Можно пойти от обратного. Строим предмет, как на черчении, без учета перспективы. Главное правильно определить ближний к нам угол. А потом слегка уменьшить, сначала боковые, а потом уже и задние грани. Совсем немного, что бы не потерялась форма предмета.

Вернемся к нашему натюрморту. Мы сделали контур основы. Наметили немного ножку, и остановились на том месте, где наша ножка стоит на горизонтальной поверхности. Горизонтальную поверхность нашего рисунка называют ПРЕДМЕТНОЙ ПЛОСКОСТЬЮ, а вертикальную КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ.

Наша основа ножки выглядит как овал, который, если разделить на 2 части по вертикали будет выглядеть как одинаковые половинки слева и справа и, если поделить по горизонтали, то передняя чуть шире (она ближе к нам), и задняя чуть уже (она от нас чуть дальше).

Таким же образом рисуем овалы, в нескольких ключевых местах, там, где наш предмет меняет форму. Обратите внимание на форму овала — у него нет острых углов, даже у самого узкого.

Теперь наш бокал обрел форму. Лишние места, которые мы с вами «додумывали» можно немного стереть. Наметим веточку и ягоды. Ягоды имеют овальную форму. Обязательно смотрим на пропорции и на место, где находятся наши ягоды. Какой их размер относительно бокала.

Рассмотрим яблоко. На первый взгляд, все кажется проще простого. Но наше яблочко лежит слегка бочком, и у него явно видно, что его основная ось наклонена. Мы можем нарисовать прямую ось и обозначить овалом, место соприкосновения со столом. Но чтобы нарисовать форму яблока, мы его должны построить относительно своей оси. И как видите, все почти симметрично.

С моего ракурса получилось не очень красивое соприкосновение бокала и натюрморта и я решаю немного изменить пропорции яблока, чтобы оно красиво воспринималась, об этом я писала выше.
Прежде, чем приступить к выполнению нашего рисунка в технике сухая пастель, я хочу немного уделить внимание свету и тени в натюрморте. Очень часто замечаю, что новички «раскрашивая» в яркие краски натюрморт, просто не видят этих нюансов, проставляя лишь блики и тень под предметами.
Посмотрим на наш натюрморт — у него нейтральный серо-бежевый фон, яркие ягоды и яблоко и кажется, что желтые ягоды и красно-розовое яблочко гораздо ярче и светлее фона. И нам кажется, что именно и они и делают наш натюрморт объемными. А стекло? Стекло обычное бесцветное часто сложно изобразить именно потому, что оно не имеет цвета, оно прозрачное. Оно имеет форму за счет преломления в нем свет. Игры света и тени. Посмотрим на наш натюрморт, если сделать с него черно-белое фото.

Стоило исчезнуть ярким цветам и… мы видим, что все наши предметы одинаковые. Все серое, причем, одинаково серое 🙂 Но наш натюрморт не стал плоским. Мы по-прежнему видим игру света и объем ягод и яблока. Теперь присмотримся внимательно. Стекло понятно, оно прозрачное. Листики у алычи тоже явно темные. А вот алыча и яблоко, как оказалось, одинакового цвета (именно цвета, а не тона) с фоном! Но, если присмотреться — ягодка слева светлее фона, а справа темнее фона. И яблоко тоже сверху и слева оно явно светлее, а справа оно темнее фона. Там еще есть тень! Но и там яблоко не сливается. Такое наблюдение очень полезно для создания объема. Очень полезно в процессе работы смотреть на черно-белое фото нашей натуры и свой натюрморт будет не лишним сфотографировать и посмотреть, где нам нужно высветлить или прибавить теней.

Я на своем рисунке лишь слегка обыграла эти светотени, он так и остался эскизом, но все равно стал объемным.
Ну вот на сегодня все. В следующем нашем уроке я предлагаю нарисовать наш натюрморт в технике сухой пастели. Предлагаю сделать его на наждачной бумаге, вы не против? Пишите в комментариях ваши пожелания.
До встречи!

Мастер-класс: простой натюрморт с бокалом.: сухая пастель

До свидания, Марина! Благодарю за урок, очень познавательно! С удовольствием посещаю открытые и закрытые ваши занятия.

Оксана Ремизова

Если бы сейчас не посмотрела Ваш МК, никогда бы сама не поняла как нарисовать пушистый одуванчик.

Оксана Ремизова

У меня дома все в восторге были от блока «кулинария» по курсу )))) мороженое и яичница просто огонь ))))

Оксана Ремизова

Про все. Курс про все. После прохождения курса перестала бояться отсутствия «нужного» мелка )))) Марина, это бесценный опыт. Получила удовольствие массу.

Работы мастера

Об авторе

Меня зовут Марина, я мама троих мальчишек и вольный художник. Последние 4 года работаю в технике сухой пастели. Рисовать я любила с детства, но пошла учиться уже в сознательном возрасте, это были частная студия с академической программой, художественная школа, мастерская художницы, где писали маслом.

Пастель всегда была мне интуитивно понятна, мой материал, она предсказуемая и контролируемая, но чтобы освоить пастельную технику я прошла несколько онлайн-курсов и бесповоротно в нее влюбилась. Пастель многогранный материал, способный решать творческие задачи в любом жанре.