Мастер-класс Пермогорская роспись. Рисуем птицу Сирин

Пермогорская роспись. Рисуем птицу Сирин

Сегодня предлагаю вам познакомиться с Пермогорской росписью и попробовать нарисовать птицу Сирин.

Пермогорская роспись

Эта роспись относится к северодвинским росписям.
Возникла эта роспись, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. А с конца 60-х годов ее стали возрождать. Одним из главных изображений в этой росписи была птица Сирен. Кто такая эта птица Сирин? Эта птица по легенде охраняла молодильные яблоки в райском саду. И изображалась с лицом девушки.

Мастер-класс. Пермогорская роспись

Первое, что мы сделаем, это подберем деревянную заготовку для работы. Для начинающих проще всего брать плоскую дощечку, а именно для этой темы — форму круга. Затем ее нужно отшкурить и загрунтовать. После высыхания грунта снова отшкурить.

Грунт делается очень просто: клей пва разводится водой 1/5 и потом кисточкой пони (широкой) наносится на дерево. Сохнет грунт где-то 4 до 7 часов.
Итак: приступим к основному уроку.
На подготовленную поверхность наносим рисунок, птицу Сирин рисуем в середине круга, а затем ветку на которой она сидит.

После того как вы нанесли рисунок карандашом, приступим к работе в цвете. Вам потребуется: гуашь — красный, зеленый, желтый и черный цвета иногда еще используют белый цвет для лица птицы, кисточки белка №1 и №3, баночка с водой.

Начнем заливку с красного цвета, так как этот цвет основной в росписи. Почему заливку спросите вы? Поясняю: раньше работу начинали с выполнения контуром, а только потом как бы заливали в контур цвета. Но мы идем более простым способом —начинаем с цвета и завершаем контуром. Цвета нужно расположить равномерно, так, чтобы не было в одном месте много одного цвета, а в другом — мало.

Затем берем зеленый цвет.

Теперь завершаем заливку желтым цветом и даем работе подсохнуть.

Теперь завершающий этап — делаем контур черным цветом.

Работа выполнена. Теперь дайте работе высохнуть и покройте лаком.

Пермогорская роспись для детей — учимся рисовать

Категория: Рукоделие

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 4 783, фото: 22

Содержание:

  • 1 Введение
  • 2 Краткая история пермогорской росписи
  • 3 Элементы пермогорской росписи
    • 3.1 Палитра мастера
    • 3.2 Пермогорские ленточки-бордюры
    • 3.3 Прялка
    • 3.4 Округлые листья, ягодки
    • 3.5 Трехлопастный цветок
    • 3.6 Тюльпановидныи цветок
    • 3.7 Пермогорские птицы-петушки
    • 3.8 Птица Сирин — птица счастья, птица-дева, птица-оберег!
    • 3.9 Жанровые сценки «пряхи» или «посиделки» и «чаепитие»
    • 3.10 Композиция в полосе и квадрате, композиция в круге
  • 4 Варианты раздаточного материала

↑ Введение

Издревле люди украшали свой быт изделиями декоративно-прикладного творчества. Эти изделия можно было не только использовать в хозяйстве, но они еще несли в дом красоту, радовали глаз. Со времен язычества, да и в христианстве, люди верили, что вещи, предметы быта, одежда, украшенные символическими узорами, оберегают жилище и человека от злых духов, болезней, несут радость, здоровье и счастье.

Северодвинская роспись. Урок 1.

Вот поэтому-то крестьянская изба снаружи всегда украшалась резьбой, росписью, начиная с калитки и до крыльца — входа в жилище. Элементами-символами люди стремились уберечь свой дом от беды. Одежду также украшали узором: например, вышивка на мужской рубахе на предплечье должна была придать силу мышцам руки при работе, подол женского сарафана, украшенный узором, оберегал от простуды, злого духа.

Можно привести множество мест, где проживали умельцы, чего они только не умели делать: это и знаменитая на весь мир хохлома, и славный город Городец, это и великолепные изделия из кости, и волшебные вологодские кружева.

Мастера, делавшие эти вещи, вкладывали в их изготовление столько умения и вкуса, что сейчас они собраны в музей и мы можем полюбоваться ими как произведениями народного искусства.

Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено. и наша задача вспомнить, восстановить и возродить эти потери, чтобы в будущем другие поколения могли увидеть и почувствовать, на что были способны их предки.

Мы должны узнать историю и культуру нашей России, но прежде всего нам нужно научиться любить и понимать культуру своей малой родины, того уголка необъятной России, где ты родился, того края, где ты живешь!

Богата Русь народными умельцами, но, пожалуй, такого разнообразия форм творчества, как у нас на Севере, вряд ли где можно найти! Это и плетение из прутьев и бересты, каргопольская глиняная игрушка, знаменитая птица счастья, о которой сложена легенда, это удивительные расписные прялки, резные шкатулки, изделия из кости, это знаменитые Малые Корелы, северные вышивки и изделия ткачества.

Чего только не умели наши предки! Многое из того, что могли они, в наше время опытным мастерам-художникам порой даже не под силу. Можно долго перечислять все, что умели делать простые люди Севера, что является высокохудожественными вещами — глаз радует да сердце согревает.

В час раздумий, в час мечтаний,
В тихий отдых от забот,
В свете северных сияний
У мятежных вод
Кто-то создал эту сказку.

Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Мы отправимся с вами в путешествие по Северной Двине в гости к мастерам Пермогорья, и чем ближе цель нашей поездки, тем выше горы.

Урок 4. Птицы Сирин и Алконост

Вот и Пермогорье, расположенное на самом высоком берегу Северной Двины, поэтому и названа пристань «Пермогорье» — первые по высоте горы.

Рисуем карандашом птицу Сирин

От дебаркадера вверх идет крутая лестница — 130 ступенек! Зато когда поднимешься на самый верх, открываются такие дали, что невольно хочется остановиться и оглядеться.

Алый цвет зари, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо.

Вот откуда, оказывается, яркие узоры в росписи художников Пермогорья. Они повторяли то, что видели в родной природе Севера.

Вместе с яркой росписью в жилище крестьянина входило солнце и лето даже в темный зимний день.

В 4-х километрах от пристани, в деревнях Большой Березник, Грединская, Черепаново (имеют общее название Мокрая Едома), испокон веков жили люди трудолюбивые и веселые, мастеровые, одним словом.

И действительно, простые крестьяне создавали неповторимую сказку, радующую глаз и согревающую сердце. Все свои изделия мастера изготовляли из липы, осины и бересты. Роспись превращала их в подлинные произведения искусства.

Используя всего несколько элементов: бордюры-ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушки, птицы Сирины, а также жанровые сценки из повседневной жизни, небогатую палитру — красный, желтый, зеленый цвет и черный контур, гусиное или сорочье перо, пермогорские мастера расписывали предметы быта, которые служили им долгую службу.

Учимся рисовать Декоративную птицу

«Сей бурачок очень крепок и угож. » Бурак, бурачок, туес — это цилиндрический сосуд из березовой коры. Они были в большом употреблении у крестьян.

С туеском и набирухой ходили деревенские ребятишки в лес по грибы да ягоды. В набируху дары леса собирали, а в туесок наливали квас или ключевую воду, которая весь день на солнышке оставалась такой же холодной, как в самом родничке или ключе.

В коробе-хлебнице подавали хлеб к столу, это был своеобразный ритуал, обряд. Ее уносила девушка, выходя замуж, как приданое.

Крестьянские семьи были большие, соль была дорогая, и ее взносили на праздничный стол в солонице-конике.

Для пива и хмельных напитков была предназначена другая парадная посуда из дерева — скопкарь.

Все вещи, сшитые и украшенные девушкой, складывались в большой сундук, который расписывался особенно ярко и торжественно, хотя и показывался всего один раз — в день свадьбы.

Яркие расписные сани на масленицу мчались с высоких пермогорских берегов.

Рассматривая в музее изделия мастеров, мы замечаем, что одни вещи сплошь покрыты цветами и листьями, на других — яркие петушки, птицы Сирины, бытовые сценки.

Существует легенда, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло дерево. От двух птиц, свивших на нем гнездо, началась жизнь на земле. Дерево (древо) — символ жизни, всего живого, а охраняющие его две птицы — символ добра и семейного счастья.

Птица Сирин

↑ Краткая история пермогорской росписи

Из художников, работавших во второй половине XIX в., в народе помнят наиболее искусных мастеров — Якова Ивановича Ярыгина, его брата Максима Ивановича и Андрея Игнатьевича Хрипунова. Сведений о художниках более старшего поколения, к сожалению, нет.

В последние два десятилетия XIX века начинается упадок пермогорской росписи. Лишь в немногих работах сохранились былое мастерство, виртуозность первого рисунка и живость импровизации, красота и сочность колорита. Лишь редкие мастера, обладавшие большим природным талантом, создавали в этот период вещи, которые могли сравниться с произведениями, исполненными в предшествующие десятилетия.

Мастер-класс по Пермогорской росписи

Деревни Черепаново, Большой Березник, Грединская носят общее название — Мокрая Едома.

Экспедиция Загорского музея сумела выявить имена всех мастеров последнего поколения. Это были потомственные семьи художников, росписи которых различались творческим почерком, хотя все они работали в рамках одной традиции.

Вот их имена: Василий Семенович Хвостов, Михаил Семенович Хвостов, Александр Семенович Хвостов, Василий Лукьянович Мишарин, Александр Лукьянович Мишарин, Александр Яковлевич Ярыгин, Федор Яковлевич Ярыгин, Егор Максимович Ярыгин, Дмитрий Андреевич Хрипунов, Василий Андреевич Хрипунов.

В 30-е годы XX в. роспись в Мокрой Едоме (Пермогорье) окончательно заглохла.

Рисуем птицу Сирин. Часть 2

↑ Элементы пермогорской росписи

↑ Палитра мастера

Учащиеся знакомятся с красками, которыми пользовались пермогорские мастера, с понятиями: основной цвет, сопутствующий цвет и оживка, контур.

Практическая часть. Упражнение «Палитра мастера». Дети пробуют накладывать кистью основной цвет, смешивают основной цвет с желтым сопутствующим, смешивают желтый и зеленый цвета, учатся проводить тонкую живую черную линию — оживку (можно, если нет тонкой кисти, выполнять металлическим пером).

↑ Пермогорские ленточки-бордюры

Некоторые предметы украшались только ленточками-бордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию, придуманную мастером.

На таблице показаны этапы выполнения бордюров в цвете. Здесь их 6 видов:

душ с капелькой,

  • душ с точкой.
  • Всю работу над бордюром можно разделить на 4 этапа:

      вся ленточка выполняется желтым цветом,

    выполняются отдельные элементы зеленым цветом,

    красным цветом выполняются остальные элементы бордюра,

  • тонкой живой линией прорисовываются оживка, контур элементов бордюра.
  • Такой порядок нанесения красок наиболее удачен.

    ↑ Прялка

    С детства, с 6 — 8 лет, девочка в крестьянской семье начинала готовить себе приданое к свадьбе: пряла нитки на прялке, для того чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов.

    Отец делал маленькую детскую прялочку. А жених дарил своей невесте красивую расписную прялку, и шла она по деревне на посиделки, гордо неся ее, чтобы все видели эту красоту. Считалось: у кого самая красивая прялка, ту больше всех жених любит.

    Пряла девушка пряжу на такой прялке, и не казался ей вечер долгим, а труд утомительным. И в знак взаимной любви дарила она потом тканый расшитый пояс своему жениху со словами «Кого люблю, тому дарю».

    Пермогорские прялки — корневого типа с большой лопатообразной лопастью, завершающейся пятью или семью круглыми или коневидными гладко окрашенными «маковками», «городками». Внизу на лопасти имеются по две «серьги» («чуски» на местном диалекте), расположенные по обе стороны массивной высокой ножки — «стояка», переходящей в основание — «донце» прялки.

    Роспись лицевой стороны лопасти (лопаски) разбивается на две части. Верхняя — большая часть — всегда имеет традиционный сюжет: птица Сирин в ветвях древа. Древо это порой трудно разглядеть в хитроумно переплетенных цветущих побегах, усеянных красными, зелеными, желтыми цветами и листьями. Но если вглядеться получше, можно увидеть, что ветви его, написанные пером (что позволяет отнести эту роспись к графическим), начинают расти из одного стебля, иногда с небольшой треугольной «горки». Птица Сирин чаще всего заключена в круг и расположена или в середине древа, или под ним.

    В нижней части прялки помещается сюжетная композиция с катанием, чаепитием, посиделками и т. д.

    Обрамление прялки и деление ее на композиционные части (по вертикали) — ставы производятся поясками бордюров, что позволяет предположить, что расписные прялки сменили более архаичные резные.

    В росписи используются излюбленные мастерами цвета: красный, зеленый, желтый, реже — синий. В ранних пермогорских росписях присутствовали красно-оранжевый, синий, охристый.

    ↑ Округлые листья, ягодки

    На рисунке даны упражнения, которые выполняются карандашом безотрывно: различной формы кустики, листочки, бруснички и клюквы.

    Под цифрами 1-4 показано поэтапное построение элементов в цвете.

    Мастер класс Мартыновой И.В. «Птица Сирин»

    В дальнейшем последовательность работы в цвете над элементами и композициями повторяется:

      1-й этап — вся работа ведется желтой краской;

    2-й этап — затем добавляем зеленый цвет;

    3-й этап — наносим основной красный цвет;

  • 4-й этап — выполняются оживка, контур черной краской.
  • Движение руки легкое, живое. В нижнем ряду составление и последовательное выполнение несложной композиции. Такой композицией дети могут украсить уголок альбома, в котором они будут заниматься на уроках по изучению пермогорской росписи.

    Эти элементы — неотъемлемая часть росписи любого предмета, изготовленного пермогорским мастером.

    Как нарисовать волшебную птицу. Урок ИЗО. У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира.

    ↑ Трехлопастный цветок

    Первые два ряда таблицы дают возможность научиться легко и бегло выполнять данный элемент. Обратите внимание, что цветок бывает нескольких видов, он может быть как симметричным, так и несимметричным. Сердцевинка цветка может состоять из большой капельки желтого и зеленого цвета и из кустика тех же цветов.

    Пермогорская роспись / Роспись деревянной ложки

    В третьем, четвертом и пятом ряду показана поэтапная работа над цветками трех видов.

    МАСТЕР-КЛАСС: Пермогорская роспись. Птица Сирин (часть 2)

    После изучения данного элемента рациональным будет выполнение композиции в полосе из знакомых элементов. Например, можно оформить закладку для книги.

    ↑ Тюльпановидныи цветок

    Этот элемент наиболее сложный, дети должны постараться выдержать симметрию в изображении цветка. Уместно напомнить им значение слова «симметрия» (соизмеримость, одинаковость в расположении частей по противоположным сторонам).

    Тюльпан состоит из нескольких элементов, входят сюда и листочки, и элемент трехлопастного цветка, и ягодки. Дети выполняют упражнение карандашом. Затем используют таблицу, копируют изображение нижнего ряда и добиваются сходства с рис. 4. Поэтапная работа в цвете показана на рис. 1-4.

    ↑ Пермогорские птицы-петушки

    В первых двух рядах — упражнения по выполнению петушка, курочки, птицы. Изображения разные, и дети должны это отметить. Все линии очень плавные, мягкие, живые. На рис. 1-4 показано поэтапное выполнение элемента в цвете. Используя знакомые элементы, уместно для закрепления составить композицию в квадрате, т. е. выполнить панно (картина или орнамент, украшающий участок стены, потолка).

    ↑ Птица Сирин — птица счастья, птица-дева, птица-оберег!

    На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья — цветы с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, среди них кустики из округлых листьев и ягодок.

    В этот растительный узор вписывается птица счастья — Сирин, птица с женским лицом (рис. 4).

    В верхнем ряду таблицы показаны упражнения для изображения в дальнейшем птицы Сирин. Как работать в цвете, показано на рис. 1-4.

    Уместно порисовать птицу в разные стороны, это очень сложный элемент росписи, который всегда присутствовал в росписи прялки.

    Рекомендуется провести небольшую беседу о птице Сирин. Дети не должны путать северную птицу Сирин, которая считается оберегом, птицей, несущей добро, счастье в дом, с легендарными птицами-девами, поющими сладостные мелодии, зазывающими морские корабли на рифы.

    После изучения этого элемента желательно составить композицию в круге, т. е. птица Сирин всегда обрамлялась кругом с одним из видов бордюра.

    ↑ Жанровые сценки «пряхи» или «посиделки» и «чаепитие»

    В растительный узор росписи пермогорские мастера вписывали также сценки из повседневной жизни (жанровые сценки): катание на лошадях, выезд, чаепитие, свадьбу и т. д.

    Сюжетные росписи всегда жизнеутверждающие, радостные — это торжество жизни: цветы, домашние животные (например, кошка — символ домашнего уюта). Эти рисунки могут нам рассказать о текущей ситуации или о занятии хозяина. Мастер в своей росписи изображал окружающую его жизнь, отражал какие-то яркие события из этой жизни. На изделиях можно увидеть рыбалку, пароходы, сцены крестьянского труда.

    Эта мысль проходит красной нитью через все композиции мастеров.

    Пусть дети придумают свои композиции для хлебницы, для санок, для люльки-колыбели и т. д.

    ↑ Композиция в полосе и квадрате, композиция в круге

    Используя эти таблицы, можно провести уроки художественного труда: изготовить квадратную коробочку-шкатулку и блюдо на уроках из папье-маше, выполнить грунтовку «под дерево», расписать эти изделия пермогорской росписью. Можно использовать также трафареты ложек, черпаков, больших прялок, изготовленных из бумаги туесков и набирух и др.

    В конце изучения темы «Пермогорская роспись» провести яркую и содержательную выставку работ детей под названием «Пермогорская ярмарка», так как именно в Пермогорье в конце XIX — начале XX вв. проходили знаменитые на всю губернию веселые ярмарки, куда съезжались мастера отовсюду себя показать да других посмотреть.

    Презентация «Пермогорская роспись»
    презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Серия уроков по теме «Пермогорская роспись». Целесообразно использовать по программе Б. М, Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд , 1-9 классы», в 5 классе, тема урока: «Констрпукция, декор предметов народного быта и труда». Пермогорской росписью мы украшем прялку, что соответсвует описанию темы урока в программе. В презентации прописаны цели, задачи, методы объяснения и подачи материала.

    Мастер-класс по Пермогорской росписи «Птица Сирин»

    Скачать:

    Вложение Размер
    permogorskaya_rospis.ppt 2.98 МБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Пермогорская роспись ( серия уроков ) Журавель Надежда Вячеславовна учитель ИЗО МБОУ СОШ № 40

    Цель занятий: научить детей основным приемам письма пермогорской росписи

    Мастер-класс «Пермогорская роспись.Птица Сирин» (часть 1)

    Задачи занятий: Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения росписи; с произведениями мастеров; познакомить с процессом выполнения росписи; познакомить с приемами составления композиции; дать характеристику эпохи; познакомить с символами пермогорской росписи.

    Воспитательные: Показать возможности росписи, ее красоту и красочность; привить уч-ся чувство уважения к труду художника – показать всю трудоемкость работы; воспитать любовь к русскому декоративно-прикладному искусству и к русским росписям; научить понимать значение корней древнего народного искусства.

    Развивающие: Развивать способности работать творчески над созданием композиции; развитие мышления, воображения, фантазии; развитие у уч-ся усидчивости и стремления завершить начатое; развитие таких качеств, как: точность, аккуратность, чувство меры и красоты.

    Методы: объяснительно – иллюстративный; демонстрация; беседа; частично – поисковый; рассказ; показ выполнения хода работы

    Пермогорье — это пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Пермогорская роспись возникла, вероятнее всего, в 18 веке и просуществовала до 30-х годов нашего времени. В наши дни росписи русского Севера стали необыкновенно популярны, благодаря тому, что в 1959 году Загорский музей-заповедник организовал экспедицию на Северную Двину. Так были установлены и классифицированы 3 самостоятельных вида росписей. Все вместе они называются северными.

    Северные росписи: пермогорская ракульская северодвинская

    Пермогорская роспись отличается тем, что в ней используется всего три цвета: красный зеленый желтый

    Эти цвета символичны: красный — цвет жизни, богатства; зеленый — цвет благополучия; желтый — цвет солнца

    Основные элементы росписи: ленточки (бордюры) углы растительные мотивы древо-жизни птицы* *их на Северной Двине называли «кутюшки»

    Углы все углы должны быть одинаковые

    Растительные мотивы округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы

    Главный цветок пермогорской росписи — тюльпан

    4 «А» Северодвинская роспись. Эскиз на доске, часть 1.

    Так же рисовали: Птицу — Сирин Единорога Льва Бытует мнение, что этих животных изображали русские умельцы, умеющие читать. На Русь многие образы пришли из книги «Александрия» — описание исторических походов Александра Македонского по Индии. Из этой книги явились мифические существа – единорог, сирены, Птица-Сирин, грифон (орел-лев). Купцы, занимавшиеся торговлей так же привозили рассказы о заморских зверях. Позже стали изображать людей и жанровые сцены.

    Птица — Сирин Один из любимых образов русского ДПИ. Когда-то в старые дохристианские времена легенды о сладкоголосой деве привезли на Русь купцы и путешественники. Птица-Сирин была наделена сильным, красивым голосом и сводила с ума своим пением. Чаще всего изображалась в круге. Птица эта посылалась во искушение. Тот кто потеряет голову от ее пения – считался пропащим человеком.

    Древо-жизни Это, пожалуй, главный образ, который встречается во всех росписях, вышивках и резьбе по дереву. Древо-жизни – представление наших предков о жизни. Древо делили как и жизнь на три части: нижний, средний и верхний мир. Нижний мир – загробный мир — это корни дерева, из которых рос ствол – это ось мироздания, т. е. эта ниточка на которую нанизывалась жизнь. У корней изображались змеи и насекомые. Средний мир – это ветви на них изображали русалок, берегинь (у А.С. Пушкина: «…русалка на ветвях сидит…»). Средняя часть дерева – сама жизнь человека. Верхний мир – крона дерева – рай, небо. Здесь изображали райских птиц .

    Сказочные образы, встречающиеся в русской росписи, вышивке и резьбе: Берегиня – полуженщина, полурыба; Водяной – царь, мужчина с рыбьим хвостом; Русалки – сестры водяного, женщины с рыбьими хвостами; Жар-птица – хранительница света; Огнеродный кит; Полкан-богатырь – он же кентавр или китоврас – сеет хлеб (приписывались разные свойства);

    Птица-Сирин* – птица с женским лицом; Алконост* – птица-дева, с волшебным цветком в руке. Когда-то, боги превратили ее из девушки в птицу. Успокаивает море, живет в море. * царицы русских сказок, райские птицы

    Ход работы : Дома уч-ся покрыли альбомный лист желтой краской или краской цвета «охра», так как именно эти цвета имитируют цвет дерева. Мы подобно древнерусским мастерам будем выполнять композицию по всем правилам. Начнем с того, что очертим лист карандашом со всех 4-х сторон и будем рисовать элементы бордюра – рамки. Должна соблюдаться симметрия и чередование элементов. Удивительно то, что в этой росписи не надо ничего придумывать, ведь, роспись придумали до нас – мы, лишь, повторяем ее узоры. Затем, в каждом из 4-х углов рисуем элементы росписи – «углы». Помните о том, что все 4 угла должны быть одинаковы. После рисуем в центре: Птицу — Сирин или древо — жизни.

    Затем приступаем к работе красками. Хочу рассказать как экономить время при работе с цветом. Главный цвет в этой росписи — красный – цвет жизни, поэтому он и основной. Начинаем покрывать те элементы росписи основным цветом, которые вы решили будут окрашены красным. Не забывайте о том, что если вы рисуете древо — жизни, то соблюдайте симметрию цвета. Так, трилистники во всех 4-х углах должны быть одинаковыми не только по форме, но и по цвету. После того, как определили, что будет красным – беремся за зеленый – опять таки, из расчета того что, что-то будет желтым.

    Начинаем заполнять цветом рамку, углы и центр работы. Сначала красным. Работа ведется сверху вниз, гуашевыми красками. После того как все будет закрашено и красным, и зеленым, и желтым – тонкой кистью черной краской обводим контуры рисунка. То есть то, что мы рисовали простым карандашом – все эти линии – обводим черным контуром. В этой работе используются разные возможности кисти. Кистью можно работать как мазком, так и линией.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1. Где и когда возник промысел2. Основные элементы росписи3. Три вида композиции.

    Конспект мастер — класса содержит технологическую карту поэтапного выполнения элементов росписи для детей без специальных наыков . Предполагается обучение детей простым элементам Хох.

    «Женские секреты»: пермогорская роспись 12+

    Тема мастер-класса «Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись» рассчитана для обучающихся 7 класса, входит в раздел «Декоративно-прикладное искусство». Урок усвоения.

    Мастер- класс на тему; » Петриковская роспись «Сувенир. Роспись по дереву.

    Презентация работ учащихся творческого объединения «Художественная роспись», освоившие дополнительную образовательную программу «Художественная роспись», автор программы и руководитель творческих раб.

    Знакомство учащихся с петриковской росписью.

    Презентация к занятию «Роспись кухонной утвари&quot.