Мастер-класс Пермогорская роспись на елочной игрушке народные промыслы России

Как сделать кисточку из кошачьей шерсти

Для рисования в Петриковской росписи мелких завитушек без кошачьей кисточки никак. Но не всегда ее можно найти в продаже. За неимением таковой, конечно, можно обойтись хорошей беличьей кисточкой маленького размера, но для новичков, у которых еще не набита как следует, это может оказаться очень трудно. Поэтому будем облегчать работу.

Для начала нам нужен кот. Короткошерстный. Это важно. Шерсть от пушистого кота будет закручиваться в кисти и не подойдет. Шерсть от домашних кроликов, собак, шиншилл тоже не подходит. Нужен кот. У меня такой:

Теперь поднимите коту лапу и аккуратно отрежте клаптик шерсти подмышкой. Там она самая мягкая. И внешний вид кота не пострадает. Очень скоро его можно будет стричь опять, на новую кисточку. Вот что у меня получилось:

Оставьте пока шерсть. Теперь нам понадобится резак и деревянная заготовка от кисточки. Я использую старые негодные кисти. Можно использовать обратную сторону действующей кисти. Так тоже удобно. Одной стороной делаем мазки, переворачиваем и прописываем 🙂

Заготовку под кисть нужно застружить так, чтобы на конце остался шарик.

Отложите кисть и вернемся к шерсти. Положите кусочек шерсти.

Поставьте на нее палец вот так:

Этот палец теперь не двигайте. Прижмите шерсть к поверхности, а вторым сверху начинайте «причесывать кисть». Пытайтесь избавиться от самых длинных волосков. После ваших причесываний шерсти должно остаться в половину меньше. Когда пальцем волосинки уже не будут удаляться, продолжите причесывание шерсти резаком:

Я не режу шерсть, а скребу ее и убираю лишнюю. Повторю, что все это время палец, которым держите шерсть не ослабляете и не поднимаете. Скрябаю я довольно долго, пока не добьюсь вот такого результата:

Параллельно пальцу положите палочку от кисти, придавите, а палец уберите, потом и палочку уберите тоже. Так шерсть не сдвинется. Возьмите заготовку по кисть и подструженную часть окуните в клей ПВА. Теперь располагаем заготовку на шерсти:

Поднимайте. Шерсть поднимется вместе с заготовкой. Пальцами оборачиваем ее вокруг заготовки:

Возьмите нить, обмотайте шерсть, немного закрепите.

Продолжайте обматывать. Замотайте всю нерабочую часть кисти. Очень важно не сдвигать шерсть по кругу и не закручивайте. Когда кисть будет замотана нить нужно завязать, обмазать сверху клеем и окунуть кисть в воду. Вот, что получается.

Я свою сразу же пробую.

Деревянный горшок. Жостовская роспись. Художник Лариса Гончарова

Ну, у меня получилась. Если у вас вдруг закрутилась кошачка, то не падайте духом. Такое случается. И придется делать новую. Хорошо, если не закрутится. Спасибо за внимание!

Расписываем пасхальную шкатулку контурами

Предпасхальный мастер-класс по декорированию деревянной шкатулки в форме яйца контурами с использованием техник росписи контурами и точечной росписи. Время указано условно.

Декорировать будем вот такую небольшую шкатулочку из дерева в форме яйца:

Этим же способом можно декорировать обычные яйца из дерева.

Для работы нам понадобятся следующие нехитрые инструменты:

— шкурки, преимущественно мелкой зернистости;

— контуры акриловые разные;

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ — НМПТ №25

— лак акриловый (у меня паркетный глянцевый);

— морилка для дерева (можно краской акриловой заменить);

— ручка гелевая, кисти синтетические, зубочистки, салфетки влажные.

Шкурим заготовку до гладкости, уделяя особое внимание месту стыка крышки и подставки — здесь можно смело снимать шкуркой слой потолще, чтобы шкатулка легко закрывалась после окраски и лакировки.

Покрываем морилкой для дерева (у меня цвет мокко) или акриловой краской всю заготовку со всех сторон. Морилкой можно сразу все покрывать, она хорошо впитывается в дерево, а краской желательно делать поэтапно: cначала покрываем часть изделия, и ставим сушиться на неокрашенную часть, после подсыхания переворачиваем и докрашиваем вторую часть.

Сушим первый слой до конца, несколько часов, затем шкурим снова со всех сторон. И покрываем вторым слоем. Если после просушки второго слоя цвет нас устраивает, лакируем на один раз и снова сушим.

В моей задумке центральным элементом было изображение пасхальных цветов, гиацинтов и нарциссов, изображенных на «старинном фоне», т.е. нечто такое, имитирующее фреску, старину. Живые цветы, особенно гиацинты и нарциссы, являются одними из традиционных символов Пасхи. Ими уркашали иконы и столы.

Для изображения «фрески» сначала нужно немного зашкурить место, на котором она будет располагаться от лака, и, наметив примерно ее контуры, рисуем фон при помощи тонкой кисти акриловой краской цвта слоновой кости:

Краска густая, обычно я использую ее разбавленной, но в данном случае не разбавляла, т.к. именно ее густота, неравномерная толщина мазков, дают то самое ощущение присутствия штукатурки. Кроме того, благодаря зашкуриванию места нанесения краски, морилка с нижнего слоя слегка размокает и еле заметно переносится тенями на слой краски — что дает опять же налет старины.

Просушиваем первый слой, и наносим второй слой краски, уже разбавленный слегка водой — это дает сглаживание рельефа, и делает весь фон более равномерного цвета. Сушим, лакируем, снова сушим.

Приступаем к росписи контурами. Она отличается от росписи кистью и красками тем, что мы не имеем возможности смешивать цвета, получая нужные оттенки, не имеем возможности делать мазки нужного размера и формы, не имеем никакой тоновой растяжки в мазке, и не имеем прозрачности краски, т.е. один слой всегда полностью перекрывает предыдущий.

Обычно когда мне нужно что-то нарисовать, я это что-то ищу в виде фотографий, картинок в поисковике, просматриваю сразу много снимков, и таким образом рождается некий собирательный образ, который адаптируется в голове к данным техникам росписи, и рождается изображение. Имеем для вдохновения перед глазами примеры.

Берем гелевую ручку (она в последствии стирается без следа), и делаем набросок.

Пришло время контуров, сначала определяемся с цветами. Я начала с гиацинтов, для них выбрала сиреневые и розовые оттенки. Для имитации мелкий цветочков из соцветия ставим контуром точки, а затем зубочисткой растягиваем еще мокрые точки краски в звездочки-цветочки.

Затем берем следующие цвета и добавляем цветочки тем же способом.

Даем несколько минут подсохнуть конутрам, и поверх добавляем еще цветочков, создавая объем и «пушистость» цветка. Пока оставляем гиацинты сохнуть и беремся за нарциссы. Золотым контуром прорисовываем (с помощью зубочистки, для контура цветы слишком мелкие) внешние лепестки.

После каждого шага даем краске несколько минут чуть схватиться, и продолжаем конкретизировать. Контуры нарциссов выделяем серебром, на внешние уголки лепестков ставим микро-капельки желтым контуром, поправляем их зубочисткой, это придаст желтизны, на центры лепестков ставим белые капли.

Добавляем разными оттенками зеленого листья, добавляем серединки нарциссам. Работаем в том же духе — с помощью зубочистки и постепенно добавляя слои краски один над другим, от нижнего к верхнему.

Финальные штрихи в нашей «фреске» — блики белым контуром на лепестках и окантовка золотыми точками по контуру.

Приступаем к росписи остального яйца, уже непосредственной точечной росписью. Гелевой ручкой делаем разметку. На ровных поверхностях можно использовать линейки, шаблоны окружностей, циркуль. Но на кривых поверхностях типа нашей это невозможно, поэтому вся разметка на глаз.

И контурами расписываем. Цвета контуров выбрали в гармонии с гиацинтами и нарциссами — сиреневые, белый, золотой. Последовательность — от центра к краям.

Если ошиблись, еще невысохший контур можно вытереть влажной ватной палочкой, микрокусочком ваты, намотанной на зубочистку, влажной салфеткой. Высохший контур можно поддеть зубочисткой.

Продолжаем «наращивать» роспись по краям круга, придумывая новые элементы на ходу до тех пор, пока она не достигнет удовлетворительных границ относительно «фрески».

Расписываем нижнюю часть шкатулки.

Когда вся краска окончательно просохнет (сутки), стираем всю гелевую ручку влажной салфеткой или ватным диском. Покрываем на 2-3 слоя лаком с промежуточной просушкой. Любуемся реузьтатом.

Внеурочная деятельность. Программа кружка «Народное искусство и художественное творчество»
рабочая программа по теме

Внеурочная деятельность становится не только значимой, но и, безусловно, актуальной, так как является основой духовно-нравственного образования и воспитания заложенной в ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
programma_narodnoe_iskusstvo_i_hudozhestvennoe_tvorchestvo.doc 368 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Народное искусство и художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы В.Н. Банникова «Народное искусство и художественное творчество » .

В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира.

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становится не только значимым, но и, безусловно, актуальным.

Цель: формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.

— расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

— формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;

— развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» построена на основе инновационных дидактических принципов гуманизма, культуропреемственности, культуросообразности, природосообразности, социального партнерства, индивидуально-творческого самовыражения, целенаправленного сотрудничества и сотворчества, дифференциации и интеграции, диагностичности, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания.

Гуманизм и гуманизация образования и воспитания — единство общекультурного, социально-нравственного и духовного развития личности, понимающей и принимающей коллективное начало в развитии гражданского общества.

Культуропреемственность — постижение глубинных смыслов отечественной народной художественной культуры, составляющей первооснову сохранения и развития государственности.

Культуросообразность — единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, в условиях постижения мировой культуры.

Природосообразность – опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.

Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.

Индивидуально-творческое (личностное) самовыражение – феномен творческой трансляции системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.

Целенаправленное сотрудничество и сотворчество – взаимодействие в диалоге, направленное на формирование новых стилей научного, творческого и социального мышления.

Дифференциация и интеграция – постижение процесса и результата деятельности на основе неразрывности и единства взаимосвязей, общего, частного и целого.

Диагностичность – проверяемость результирующих действий, с применением параметрических и непараметрических средств математической статистики.

Единство фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания – связь обучения с жизнью, наукой и культурой, теории с практикой, индивидуальных потребностей с социальной необходимостью.

Предложенные дидактические принципы раскрывают четкие связи важнейших компонентов метапредметного знания в условиях внеурочной деятельности обучающегося, несущего гражданскую ответственность за свою судьбу, судьбу своей страны и судьбы прошлых поколений наших предков.

Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.

Деятельностный подход в условиях внеурочного обучения и воспитания опирается на социальное партнерство педагога и обучающегося с народными мастерами – носителями творческого и народного опыта и мудрости, и профессиональными художниками – носителями современного творческого знания, на принципах индивидуально-творческого самовыражения.

Харьковская художница показала основы росписи новогодних игрушек

Социальное партнерство в творческой, проектной, исследовательской и т.д. деятельности в котором могут выявляться традиционные и концептуальные подходы позволит обучающемуся, не только становиться соавтором, но и включиться в процесс новых форм познания, коммуникации, приобретать ключевые компетенции и ценности и как результат развивать универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:

Народные промыслы России

  1. Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.
  2. Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.
  3. Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.
  4. Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.

Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

  1. Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).
  2. Проблемно-поисковая деятельность.
  3. Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.
  4. Художественно-педагогическая драматургия.
  5. Музейно-педагогическая драматургия.
  6. Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.
  7. Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:

  1. Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.
  2. Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).
  3. Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.
  4. Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов).

Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.

Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма.

  • Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья – Педагог – Обучающийся.
  • Второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом – Школа – Родина.
  • Третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я» как части «Мы».

Для организации внеурочной деятельности на основе ценностей народного искусства могут быть использованы разнообразные виды и направления:

  1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность.
  2. Познавательно-проектная деятельность.
  3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие.
  4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие.
  5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность.
  6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность.
  7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность.
  8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность.
  9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.

Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования.

Требования к результатам внеурочной деятельности

Личностные , включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Русские народные промыслы (Росписи)

Метапредметные , включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметные включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Яркое кубанское утро: мастер-класс по пермогорской росписи Екатерины Петруниной

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Городецкая роспись Мастер класс

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8. Смысловое чтение.

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции).

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

2. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

3. Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности).

4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

5. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино).

6. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).

7. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла, бытовая художественная культура – непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека через игру к обучению и воспитанию, к труду как преобразующему творчеству.

Пермогорская роспись