Мастер-класс Пасхальный мастер-класс. Делаем роспись двойным мазком, или One stroke Роза

Мастер-класс «Роспись в технике двойного мазка»
учебно-методический материал по рисованию

Мастер-класс на региональном семинаре

«Современные подходы к вопросам

художественно-эстетического развития дошкольников

в условиях ФГОС»

Роспись яйца в технике One Stroke

Скачать:

Вложение Размер
master-klass.docx 388.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35» НМР РТ

Мастер-класс на региональном семинаре

«Современные подходы к вопросам

художественно-эстетического развития дошкольников

в условиях ФГОС»

тема «Роспись в технике двойного мазка»

Марафон. Шиповник.

воспитатель по изодеятельности

Роспись в технике одного мазка на стекле (One Stroke). Рисуем пион и ирисы. Мастер класс

первой квалификационой категории

I. Рисование и роспись в технике двойного мазка

Не умеете красиво рисовать? И вы считаете, что художественный талант есть только у избранных художников? Эта статья откроет вам некоторые секреты техники рисования, которая достаточно проста в использовании. Речь пойдет о технике двойного мазка.

Сейчас она больше известна под названием One stroke. В современном мире техника рисунка Двойной мазок ассоциируется у многих с именем американской художницы Донны Дьюберри. Она известна в качестве декоратора ее собственного дома, который украсили рисунки, созданные по этой технике. На самом деле, придумала ее не Донна. Роспись двойным мазком была не чем иным, как давно забытой техникой «махового письма», популяризация которой произошла во второй половине XVIII века благодаря Никите Демидову. В то время рисунки в технике двойного мазка украшали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т.д. Демидов создал школу, которая и послужила толчком для развития промысла. Гораздо позднее ее продолжила Донна Дьюберри, сертифицировав более 4 тысяч людей для обучения методике рисования FolkArt One Stroke по всему земному шару.

Чтобы овладеть техникой двойного мазка не обязательно уметь рисовать. Рисование двойным мазком заключается в следующем. Одна половина художественной кисти окунается в один цвет, а вторая половина этой же кисти в другой цвет. Проведя всей плоскостью кисти по поверхности (бумаги, холста или другой основы), вы получите двухцветный мазок с очень нежными оттенками красок. Техника рисунка двойной мазок идеальна для создания картин: натюрморты, пейзажи и др. Роспись в технике Двойного мазка украсит фотографии, шкатулки, вазы, стеклянные тарелки, рамки для фотографий и даже мебель.

Как любое искусство, рисование двойным мазком требует тренировок. Лучше всего начать тренироваться на бумаге. Для этого вам понадобятся:

Мастер класс one stroke / двойной мазок роспись игрушки клубника / как рисовать акриловыми красками

  1. Набор хороших кистей;
  2. Акриловые краски. Для начала не обязательно покупать много флаконов краски, достаточно два-три цвета и белила, т.е. белую акриловую краску;
  3. Палитра. Она может быть любой формы и модели, внутри обязательно должны быть ячейки для красок, отделенные перегородками друг от друга с крышкой;
  4. Баночка для мытья кистей (акрил смывается обычной водой);
  5. Салфетка или тряпочка для протирания кистей после промывания в воде.

Вот несколько советов, которые будут полезны начинающему художнику:

  • Акриловые краски быстро застывают. Если на палитре останутся засохшие краски. Необходимо облить палитру кипятком и оставить в горячей воде на 20 минут. После такой процедуры вы легко снимете пленки застывшей краски ножичком. Кстати, застывший акрил не растворяется в воде, поэтому созданные вами рисунки будут вечными.
  • Не стоит оставлять надолго без воды использованные кисти, их необходимо регулярно промывать. Застывший акрил испортит кисть (все волоски непоправимо склеятся), и ее придется выбросить.
  • Оставлять кисти в баночке с водой надолго не рекомендуется, так как кисть потеряет свою форму, волоски станут растрепанными. Качество рисунка пострадает, да и вообще, такой кистью не очень приятно пользоваться.
  • Акриловые краски хороши тем, что они быстро высыхают. По просохшему рисунку можно вновь писать, нанося поправки любым другим цветом.

Рисование в технике двойного мазка очень популярно. Им интересуются художники-любители, профессионалы, ею с удовольствием овладевают дети и взрослые на разных материках и в разных странах.

II. Техника декора «двойной мазок»

Техника «двойной мазок» прошла через века и переживает сегодня повышенное внимание. Родились такие росписи в старой Европе. В славянских странах развились целые территориальные стили – хохлома, петрикивка, гжель. «Двойной мазок» – это удивительно изящная, очень декоративная техника. Смотрится чрезвычайно эффектно, а делается просто и быстро. Освоить технику «двойного мазка» вы сможете за пару вечеров. И тогда будете украшать все, что попадется под руку. Вам захочется рисовать каждый день.

Покрывать декоративным слоем можно как новые, так и старые вещи. После реставрации мебели вы придадите ей совершенно новый стиль с помощью техники двойного мазка. Отдекорированный предмет, будь-то столик, табуретка, хлебница, поднос, разделочная доска, вешалка и т.д., впишется в самый строгий интерьер. Главное – подобрать подходящую цветовую гамму, например, сдержанные палевые оттенки на черном фоне, или розовые оттенки на золотом, или холодная цветовая гамма на фоне цвета слоновой кости. Такой предмет, расписанный со вкусом, станет изюминкой вашего дома. Один, два, три, несколько предметов в одном ключе, но не больше, иначе дом станет музеем петрикивской росписи. Предмет с декором в технике двойного мазка станет хорошим подарком друзьям и родственникам.

Покрывать декоративным слоем можно как новые, так и старые вещи. После реставрации мебели вы придадите ей совершенно новый стиль с помощью техники двойного мазка. Отдекорированный предмет, будь-то столик, табуретка, хлебница, поднос, разделочная доска, вешалка и т.д., впишется в самый строгий интерьер. Главное – подобрать подходящую цветовую гамму, например, сдержанные палевые оттенки на черном фоне, или розовые оттенки на золотом, или холодная цветовая гамма на фоне цвета слоновой кости. Такой предмет, расписанный со вкусом, станет изюминкой вашего дома. Один, два, три, несколько предметов в одном ключе, но не больше, иначе дом станет музеем петрикивской росписи. Предмет с декором в технике двойного мазка станет хорошим подарком друзьям и родственникам.

Самое главное в этом виде декора – хорошая кисточка. Для двойного мазка годятся плоские кисточки и плоские кисточки со скошенным углом. В художественном салоне продавцы вам подскажут и подберут, пока вы еще не очень хорошо ориентируетесь. По соотношению цена-качество я рекомендую кисти фирмы «Сonda», чуть хуже кисточки «colos», но заметно дешевле. Для начала покупаем кисточки от «0» до «5» номера.

Краски для обучения берите гуашевые, затем перейдете на акрил. Российская гуашь «Луч» и «Гамма» среди художников пользуется очень хорошей репутацией. С такими кистями и гуашью вы получите массу удовольствия, когда поймете, как просто дается красота.

Для декораторских работ очень хороша английская краска «Daler rowney». Она продаются в тубах по 120 миллилитров. Она может быть полупрозрачной, как акварель, и укрывистой, как гуашь. Консистенция свежей краски идеальна для техники «двойной мазок». Глянцевая российская краска «Декола» тоже хороша. Не забываем купить небольшой альбомчик для эскизов, лучше с черной бумагой, так рисунки будут смотреться контрастнее, ярче и огрехи тоже лучше видно на черном. Так вы быстрее освоите технику двойного мазка. Удобный стол, хороший свет слева-спереди. На столе – альбом, гуашь, салфетки, стакан с кистями и банка с чистой водой. Приступаем.

Описывать словами действия гораздо дольше – роспись очень быстрая и больше напоминает каллиграфию, чем живопись – мазок длинный и толщина мазка варьируется нажимом кисти. Свежая гуашь должна иметь консистенцию нежирной сметаны. Но в процессе вы сами поймете, какая густота дает идеальную линию.

1. Макаем кисть в красную и сразу – в белую краску.

Роспись яйца One Stroke

2. Делаем простое упражнение – тянем прямую линию. Так вы поймете, какой именно густоты должна быть краска для достаточно длинного мазка. Помыли кисточку, промокнули салфетку, и пробуем изогнутую линию нажимом кисти. Стрелка на рисунке показывает направление, в котором ведем мазок. Сначала «ложим» кисточку всем ворсом на бумагу, и, непрекращая движения, постепенно «поднимаем». В конце только тоненький кончик проходится по бумаге. Действие занимает несколько секунд.

Мастер-класс по росписи пасхального пряника || COOKODEL

3. Повторяем еще и еще, пока рука не станет легко выводить красивые лепестки. Не забываем о чистоте цвета – обязательно полоскаем кисточку.

ВНИМАНИЕ! Как можно чаще, после 1-2 мазков мойте кисть и набирайте новую краску. Тогда переход будет ясным и красивым.

4. Следующее упражнение – точно такая же дуга, только выгнутая в обратную сторону. Какой изгиб дается труднее, такой нужно повторить большее количество раз. Рука в конце-концов должна делать все легко, как танцевать. Не будет напряжения в кисти – будут плавные линии. Будет напряжение – такими же напряженными, детскими, порывчатыми будут мазки. Поэтому нужны повторения.

5. Далее берем более толстую кисть, прижимаем ее «всем телом» к бумаге, кончик с белой краской ведем слева направо. Должно получится так, как на рисунке. Высота лепестка определяется длинной ворса. То есть, если ворс у нашей кисточки 2 см, такой максимальной высоты будет лепесток. Вверх-вниз кисточкой не елозим. Только веерное движение для этого элемента.

6. Сделав два упражнения вместе, мы получаем простейший элемент – розу.

Мастер-класс «Роза», плоская кисть, техника OneStroke

7. Дорисовываем лепестки и получаем розу пышную. Не бойтесь перекрывать сверху неудавшуюся деталь. Гуашь непрозрачна. Поворачивайте не только кисточку и саму руку, но и альбом, чтоб удобнее было делать движения. Вы можете немного намучиться с такой розочкой, но если получится, все остальные приемы пойдут как по маслу.

One stroke | Китайская роспись ногтей. Онлайн курс

ВНИМАНИЕ! Не отрывайте руку, выполняя один мазок. Одно движение – одна линия.

8. Кисть макаем в зеленый, затем желтый. Ведем линию, постепенно поднимая кисть, утончая линию.

Пробуем сначала на прямой, затем изгибаем по ходу движения так, как на рисунке.

Пробуем сделать три линии рядышком.

9. Рисуем такие зелено-желтые линии сверху на розе. Дополняем цветок зеленью.

ВНИМАНИЕ! Чем выше держим кисточку, тем изящнее будет линия. Никогда не держите ее над самой бумагой, так ограничивается каллиграфический размах.

10. Кистью номер 2 делаем длинные витые стебли. Здесь мы делаем линию так: прикасаемся легко вначале, затем прижимаем и в конце снова утончаем. Пробуем сначала на прямой, пишет iBud.ua, затем учимся вести изогнутую линию, и наращиваем скорость. Слишком медленное движение не даст плавную линию. Но слишком быстрое придаст неряшливость. Вырабатывае золотую середину для себя.

Легко рисуем розы акрилом.Roses in acrylic, one stroke technique.

11. Затем учимся рисовать листики. Два зеленых оттенка или зеленый и желтый (белый). Прижимаем, ведем, поднимаем чуть отрывисто кисточку, одновременно слегка поворачивая, чтоб кончик изогнулся. Еще можно листы делать из двух половинок: по точно такой же схеме.

12. Берем новый лист. Нарисовав несколько таких розочек, пышных и совсем бутончиков, дорисовываем зелень, стебли. Теперь берем кисточку номер ноль, рисуем травку. Изгибаем, округляем линии. Прорисовываем прожилки листьев.

13. Пробуем набирать на кисть три цвета – темный, светлее и еще светлее. Получатся более сложные цветовые переходы. Больше чем три цвета не набирают – будет грязь.

Пасхальный мастер класс деревянное яйцо, роспись двойной мазок / one stoke Pebeo Studio Acrylics

14. Тренируемся на других цветах. Лепесток слегка находит на другой. Не забываем подбирать кисточку за номером, длиной ворса. Серединки цветков можно делать дешевой жесткой китайской кисточкой. Макнули в оранжевую, затем белую краску и прижали к незакрашенной серединке – фиалка готова.

На рисунке ниже хорошо видно, как рисовать разные виды листвы. Направление движения – по стрелочкам.

Когда альбом срисован, можно приступать к декору. Разводим акрил до нужной густоты. Сразу смешиваем необходимые цвета, чтобы не отвлекаться во время росписи. Для начала лучше сразу купить нужные оттенки. Цветовой диапазон декоративных красок очень богатый. Акрил быстро сохнет, нужно это учитывать. Не оставляйте краску надолго открытой. Если наливаете в палитру (для данной техники есть специальная палитра, называется «карусель»), то делайте это непосредственно перед работой. Иначе все засохнет и полетит в мусорку. В домашних условиях акрил восстановить невозможно.

Создание декора в технике двойной мазок

Готовим эскиз. Либо просто карандашом на бумаге, либо подробный в цвете. Так вам будет гораздо легче работать потом. Готовим поверхность – если нужно, ошкуриваем наждачкой, обезжириваем, сушим. Покрываем акриловым грунтом, сушим. Можно ускорить процесс бытовым феном. Красим поверхность акриловой краской – вы уже решили какой – черной, белой, цвета слоновой кости. Губкой, пропитанной краской, делаем пятна, которые будут фоном для наших букетов, выгодно оттеняя их. Можно пропустить этот шаг.

Приступаем к созданию декора в технике «двойной мазок». На высохшей поверхности намечаем простым карандашом примерное размещение цветом. С опытом необходимости это делать не будет. Наносим сначала крупные детали – цветы. Затем делаем зелень. Потом более мелкие цветы.

Точечными движениями творим серединки цветов и россыпь малюсеньких цветочков. Если сделали ошибку – под рукой у вас спиртовая салфетка. Но когда ошибка не грубая – не стирайте. По высохшему акрилу можно скорректировать новым слоем. Толщину линии определяем нажатием кисти. Плавность движений мы выработали во время тренировок.

Еще кисть можно поворачивать «на ребро» во время движения. Такой прием возможен во время рисования травы и листьев. Он создаст эффект переломленного листа. Не забываем держать кисти в чистоте. Если забытая кисточка осталась валяться на столе хотя бы минут пятнадцать, она безнадежно засохнет, и спасти-отмыть ее будет уже невозможно.

В росписи подобного плана лучше что-то недоделать, чем переделать. Оставляйте пустое пространство между элементами. Дайте возможность выгодно им смотреться.

При первых опытах росписи берите за образец уже готовые росписи опытных мастеров. Со временем выработаете свой почерк, и потребность такая отпадет. Но вначале, если хотите красивую вещь, учитесь у мастеров.

Когда уже не к чему придраться, лакуйте работу. Для фиксации декора использую два вида лака – акриловый фасадный (для поверхностей, которые подвергаются трению, стул, например) и акриловый автомобильный спрей-лак «Presto» для всех остальных работ.

Небольшое изделие типа шкатулочки можно залить двухкомпонентной эпоксидной смолой. Дает изумительный эффект изображения под стеклом. Правда, говорят, смола темнеет на свету. Я наблюдала минимальное потемнение, которое придавало изделиям шарм старины. Пробуйте разные виды лака.

Последний нюанс – во время покрытия лаком, чем меньше пыли будет летать в воздухе, тем яснее и прозрачнее будет лаковый слой. Говорю об этом потому, что однажды приходилось выковыривать из полакованной досочки мошек, комаров и бабочек. Работа была испорчена. Лакуйте в помещении. Если используете спрей, устройте сквозняк. Такой лак имеет запах, зато сохнет очень быстро. Дольше всего – сутки – сохнет эпоксидка.

Шиповник на ежедневнике двойным мазком, irishkalia

Роспись акриловыми красками в стиле «двойной мазок». Тагильская роза.

Компания «Таир» выпускает линейку универсальных красок для росписи на акриловой основе (акриловую темперу). Эти краски предназначены для художественной росписи и отлично ложатся на самые разнообразные поверхности: дерево, камень, гипс, картон и др.

Широкие, ровные, непрозрачные бархатистые поверхности, которые даёт краска для росписи, позволяет использовать её как грунт-фон, а высокая укрывистость и мягкая консистенция позволяет применять в сложных видах росписи, где один слой следует за другим.

Вооружимся этой краской и приступим к творчеству, к росписи в стиле «двойной мазок».

История этой техники сравнительно молодая, ей всего 250 лет. Родилась она в ХIII веке на Демидовских заводах в городке Нижний Тагил. Отсюда и название: тагильская роспись или маховое письмо. Природа северного Урала вдохновила мастеров на создание удивительных растительных сюжетов, утонченную вязь орнамента, богатство красок. За один приём на кисть бралось несколько цветов, а объёмность изображения получалась от различных поворотов кисти. Произведение создавалось за один приём, можно сказать на «одном дыхании». Именно за мастерство ценили уральских мастеров и в России, и во всем мире.

Итак, для росписи панно тагильскими розами в технике двойного мазка нам понадобятся:

— плоские кисти для «двойного мазка», баночка с водой;

1. Смачиваем кистью поверхность доски водой. Это нужно для того, чтобы краска ложилась ровнее. Затем закрашиваем всю поверхность темно-синим цветом.

2. Пока краска не высохла, на один край добавляем ещё два цвета для мягкого перехода тонов (жёлтый и белый). Затем широкой кистью плавно размешиваем цвета, двигаясь с края на край по всей поверхности доски. У нас получается растяжка, градиент тона с переходом от синего к зелёному цвету.

3. На высохшей поверхности делаем роспись «тагильская роза». Для этого набираем на кисть два цвета (белый и бордовый) и начинаем прописывать с нижних лепестков. Роза всегда было основным сюжетом росписи уральских мастеров, их было несколько видов, и каждый мастер старался привнести в роспись свою изюминку. Мы решили сделать круговую композицию – венок из роз, которые бутонами смотрят вовнутрь. Это символ оберега в доме.

4. Затем прописываем верх розы. Это крайние лепестки, которые выстраиваются по кругу.

5. Прописываем бутон розы — это соединение верхних и нижний полукругов лепестков. Здесь хочется отметить одну особенность краски для росписи. Ее укрывистость позволяет прописывать в несколько слоёв и каждый слой лепестков ложится плотно, отчего рисунок становится объёмным и очень гладким (нет наплывов краски по контуру лепестков). Это качество важно для последующего покрытия лаком — получается идеально ровная поверхность.

6. Таким же способом прописываем следующий цветок, используя синий и белый цвета. Здесь есть своя тонкость: чтобы в синей розе присутствовали мягкие оттенки бордового цвета, мы перед росписью не моем кисть, а просто набираем вместо красной синюю краску. Это дает гармоничное соединение цветов в росписи.

7. Переходим к прописи бутона синей розы. Постепенно красные оттенки уступают место более холодным, синим тонам.

8. Так же прописывает охристую розу, постепенно заменяя синие оттенки на коричневые.

Пасхальный мастер класс деревянное яйцо, роспись двойной мазок / one stoke FolkArt Plaid

9. Переходим к росписи листьев. У нас на кисточке остался охристый оттенок. Теперь мы его постепенно заменяем зеленым оттенком. Каждый листочек должен получиться разным по цвету, но в одной цветовой гамме. Мы можем подмешивать к зелени и охру и синий цвета, а на светлую полоску кисти брать белый, желтый, охристый оттенок. Это важный момент в росписи — умение передать благородство цветовых сочетаний.

10. Теперь добавляем в композицию «кудрины травки». Это завитки, веточки и прожилки, которые делают наш венок более лёгким, ажурным.

11. Пришло время поработать контуром. Мы выбрали белый и золото. На темном фоне росписи очень оживляют композицию пучки белых точек, собранные в кисти. Это прообраз разнотравья. Их мы помещаем ближе к розам, чтобы создать густоту центра росписи.

12. Добавляем в роспись золотые завитки. Мерцание золотого контура придает росписи праздничность. В прожилки некоторых листочков также можно тоже добавить золото.

12. Последний штрих нашей композиции это зеленый глиттер. После высыхания он утратит свой объём, сольётся с поверхностью листа и придаст росписи имитацию блеска росы. Но и настоящие капельки тоже выписать можно.

13. Наш венок-оберег готов. После полного высыхания изделие можно покрыть лаком. Но, если вам нравится бархатисто-матовая поверхность, то можно оставить и так. Краска для росписи — это стойкий материал, который не боится воды, и ваш рисунок будет долгие годы радовать вас.

Рисуем мак в технике One Stroke (для Мастер-класса «Роспись подноса маками»)

По многочисленным просьбам сделала подробный мастер-класс по росписи One stroke для моего прошлого мастер-класса «Роспись подноса маками».

Роспись в технике одного мазка (One Stroke). Рисуем Тагильскую розу. Мастер класс. Наташа Фохтина

Я попыталась поэтапно запечатлеть то, как я рисую маки в этой замечательной технике двойного мазка. Техника красивая и быстрая, поэтому учиться расписывать в ней большое удовольствие. Рекомендую всем, кто хочет научиться, обязательно попробовать!

Для изображения мака нам пондобится:

1. Плоские кисти разных размеров, например, №16 и № 10 ( как для лепестков мака, которые я рисовала на подносе).

2. Круглый детализатор (спонжик) диаметра не более 2 см и кисточка №2 плоская, желательноиз щетины или старая плоская кисточка с плохим ворсом (для изображения серединки цветка).

3. Кисточка — лайнер или тонкая кисть №1 или №0 (для детализации).

4. Стаканчик для воды и бумажные салфетки.

5. Краски для росписи One stroke, например фирмы Plaid (есть на фото).

6. Палитра (у меня лист бумаги вложенный в обычный файл), карандаш.

7. Распечатка композиции или композиция нарисованная от руки.

Кисть для росписи должна быть чистая и сухая. Поэтому, смачиваем выбранную кисть в воде и насухо вытираем салфеткой.

Далее начинаем работать с красками. Подготовим для росписи две красные краски. Я брала одну на 2 тона темнее и даже немного другого оттенка, чтобы появилась глубина и переход красок был красивым и естественным. Набираем на два конца кисточки краску и делаем «дорожку» проводя кистью в одну и дургую сторону, смотрим, чтобы краски не смешивались по краям, а только по середине. Делаем это с двух сторон кисти. Кисть должна быть хорошо пропитана краской, но при этом слой краски на кисти не должен быть толстым.

Начинаем рисовать верхние лепестки мака. Ставим кисть так, чтобы краска более светлого тона была сверху, темного — снизу. Рисуем лепесток зигзагообразными движениями, чуть надавливая (распластывая) кисть, при этом край лепестка не должен быть абсолютно ровным. Для естественности он должен быть немного «рваным».

Также рисуем и нижние раскрытые лепестки. Можно одним лепестком закрыть низ, а можно несколькими. Как вам больше нравится.

Теперь приступаем к серединке цветка. Для этого нам понадобится круглый детализатор, краска желтого и зеленого цвета, а также кисточка №2 из щетины. На детализатор и кситочку краска набирается также с двух сторон, а затем похлопывающим движением делается рисунок. Ниже подробно на фото.

Теперь приступаем к внутренним лепесткам цветка. Для этого берем плоскую кисть меньшего размера. Набираем нашу красную краску, которой мы рисовали первые лепестки, и на светлый край добавляем еще белил. Хорошо размешиваем на палитке «дорожкой» и рисуем.

Переходим к самому сложному элементу — изогнутому лепестку. Его мы делаем в два этапа: рисуем лепесток по направлению вниз, затем плавно переворачиваем в руках кисточку поднимая лепесток вверх и ведем плавно вниз краем кисти соединяя с внутренним лепестком. На фото подробнее.

Если лепесток получился немного прозрачным, по нему можно пройти еще раз, когда краска подсохнет. Это обычная практика мастеров.

Далее рисуем нижние внутренние лепестки, также, как мы рисовали верхние внутренние, помешивая белила к светлой красной краске.

Займемся детализацие цветка. В белила добавляем капельку красной краски. Тонкой кисточкой слегка обводим края внутренних лепестков цветка дрожащим движением руки.

Рисуем блики тонкими линиями.

Добавим листья и наш мак будет готов! Листья рисуются также «рваными» немного вытянутой формы. Здесь используем те краски, которыми делали середину мака. Начинаем с основания листка и ведем кисть зигзагообразно на конус, постепенно уходя на торец, дописываем край листка. После этого,токой кисточкой-лайнером добавим жилку зеленого цвета посередине.

Наш мак готов! Надеюсь, я смогла передать словами и фотографиями этапы появления маков на свет посредством росписи двойным мазком! Если у вас есть вопросы, с удовольствием отвечу на них. Буду рада отзывам и предложениям!