Мастер-класс основы абрамцево-кудринской резьбы

Мастер-класс: основы абрамцево-кудринской резьбы

В данном блоге мне хотелось бы показать как создаются изделия с абрамцево-кудринской резьбой. Данная резьба привлекает лично меня тем, что её освоить сможет любой желающий. Необходимо лишь желание, небольшой набор инструментов и, соответственно, деревянная заготовка. Для того, чтобы освоить данную резьбу, сначала нужно научиться строить саму композицию будущих элементов. Именно с этого мы и начнём. И так, начинаем!

В данной резьбе главной основой всех элементов является закруглённая линия, которая называется криуль. Хочу обратить ваше внимание на то, что криуль является также основным элементом во всех разновидностях хохломской росписи. Криуль может располагаться по-разному. Всё зависит лишь от того, на какой поверхности вы планируете вырезать. Вариации возможных вариантов расположения криуля представлены на рисунке:

После того, как мы построили криуль на своём будущем изделии, начинаем заполнять пространство следующими элементами. Как правило, на концах криуля располагаются цветки и бутоны, а иногда даже шишки. Внешний вид цветков, бутонов и шишек зависит полностью от вашей фантазии, так как вариаций исполненния данных элементов бесконечное множество. Я покажу вам, как примерно выглядят данные элементы на следующих рисунках:

Теперь, когда на наших криулях появились цветы и шишки, следует заполнить оставшееся пространство недостающими элементами. Такими элементами являются капельки, завитушки и листочки. Иногда можно криуль (то есть произвольную веточку) оставить без цветов и шишек, а заполнить лишь капельками и листочками, тогда у нас получится кустик. Пример кустика представлен на рисунке:

Примерно так поэтапно выглядит построение композиции:

Теперь я наглядно покажу, как наношу рисунок и вырезаю построенные элементы. Для примера я взял лицевую сторону шкатулки размером 7,5х20 см. Сначала на поверхности строю криули:

Затем располагаем на концах криуля цветы:

Теперь в местах раздвоения криулей добавляем шишки и оставшееся пространство «забиваем» капельками, завитушками и листочками:

Теперь пришла пора вырезать. Для этого нам понадобится небольшой набор инструментов, а именно:

  • нож-косяк (может, кому-то будет удобнее вырезать богородским ножом, но я лично пользуюсь именно таким);
  • несколько полу-круглых стамесок (вполне достаточно будет иметь на вооружении №12 и №7).

Когда вы построите элементы, то обратите внимание, что между элементами получаются своеобразные треугольнички. Их нужно вырезать в первую очередь:

Вспоминаем порядок построения элементов (что за чем мы рисовали). Сначала мы начали рисовать цветы, затем шишки, а затем уже остальные элементы. Начинаем с цветов. У каждого элемента я сначала прорезаю контур:

Я решил сделать листочки вогнутыми (можно было их сделать выпуклыми или вовсе нанести какие-нибудь насечки, повторюсь, что всё зависит от вашей фантазии и желания). Для этого при помощи полукруглой стамески «углубляю» рельеф листочков:

Ножом скругляем все острые углы на элементе и наносим насечку-решётку на сердцевину цветка:

Первый цветок у нас готов! Дальше вырезаем остальные цветки и шишечки. Помните, что всё зависит от вашей фантазии! Чем сложнее вырезанные элементы, тем красивее и интереснее в последующем окажется всё изделие в целом. Выполненные цветки и шишечки:

Теперь осталось верезать капельки, завитушки и листочки. На более крупных капельках можно тоже сделать какие-нибудь насечки и это только добавит шика вашему изделию. Порядок вырезания таких элементов достаточно прост:

  • прорезка контура;
  • «скругление» углов;
  • нанесение финальных штрихов (различные углубления или насечки).

Посидев пару часов за работой, в итоге, получаем готовую сторону шкатулки:

Хочу отметить, что данная резьба очень хорошо сочетается с геометрической резьбой, с росписью и живописью. На одном изделии можно комбинировать несколько вариантов.

Как видите, немного базовых понятий о построении рисунка, небольшое количество инструмента и вы легко можете творить подобную резьбу на каких-либо изделиях, украшая свою жизнь или жизнь людей, в чьих руках окажется ваша работа. Чем покрывать готовое изделие вы решайте сами. Кому-то нравится покрывать лаком, кому-то больше по душе вощение, а кто-то предпочитает пропитывать изделие маслом. На самом деле вариантов обработки древесины достаточно много, надеюсь, вы найдёте способ по душе.

Надеюсь, что данная статья кому-то действительно пригодится и откроет новые грани в творчестве. Всегда помните, что главное — это фантазия и желание творить.

Кудринская резьба по дереву эскизы

Художественная резьба по дереву – один из самых древних и популярных видов декорирования дерева. Применяется в бытовом декоре, украшении мебели, аксессуаров, создании статуэток. В этой статье вы узнаете, как применять такую чудесную технику на практике, для этого не потребуются даже книги.

  1. Разновидности техник
  2. Абрамцево-кудринская резьба
  3. Переходим к уроку
  4. Простой урок
  5. Видео по теме статьи
  6. О резьбе
  7. Процесс создания
  8. Выбор древесины
  9. Создание эскизов, прорисовка
  10. Отделка
  11. Автор статьи
  12. Фотогалерея
  13. Полезная информация
  14. Виды рельефной резьбы
  15. «Подушечный»
  16. «Подборный»

Разновидности техник

Существует несколько разновидностей художественной резьбы (контурная, ажурная, богородская).

Абрамцево-кудринская резьба

Предлагаем ближе познакомиться с одной из особо интересных техник резьбы – абрамцево-кудринской. Обработка дерева не занимает большого количества времени с этой техникой.

Этот промысел как отдельный вид художественной резьбы по дереву появился в XIX веке в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево (откуда, собственно, и получил свое название).

В данной резьбе наиболее распространенный элемент – криуль (закругленная линия). Одна криуля плавно перетекает в другую, создаются «кудрявые» орнаменты (теперь становится ясная вторая часть названия резьбы). Располагаться на изделии они могут совершенно произвольно в разных плоскостях.

Вариации расположения представлены на рисунке:

Переходим к уроку

После построения криуль начинается добавление другие элементов орнамента (цветов, бутонов, шишек и пр.).

Вот так происходит поэтапное построение мотива:

Теперь предлагаем посмотреть, как на практике применяется абрамцево-кудринская резьба (татьянка).

В приведенном мастер-классе декорируется шкатулка. Размеры рабочей поверхности – 7,5×20 см.

  1. Строим базовую криулю;
  1. На краях располагаем цветы;
  1. В местах расхождения криуль рисуем шишки. Оставшееся пространство заполняем небольшими завитками, листиками;
  1. Можно приступить к процедуре вырезания. Для этого нам понадобятся некоторые инструменты:
  • нож-косяк;
  • стамески (№12 и 17).
  1. Отыщите на своем нарисованном орнаменте треугольные части, как на фото. Их следует вырезать в первую очередь;
  1. Далее вырезаем элементы в том порядке, в котором мы их рисовали;
  1. Для того чтобы получить такие вогнутые листочки, используем стамески;
  1. Ножом наносим на цветок перекрестный рисунок в середине;
  1. Приступаем к другим элементам. Их оформление зависит исключительно от вашей фантазии. Придавайте им разнообразную форму, добавляйте новые элементы, меняйте рельеф;
  1. Осталось вырезать самые маленькие узоры, которыми мы заполняли свободное пространство.

Порядок вырезания этих элементов следующий:

  • создание контура;
  • закругление углов;
  • нанесение финальной насечки;

В результате своих стараний мы получаем такую замечательно оформленную шкатулку.

Сгладить все неровности при помощи мелкозернистой наждачной бумаги.

Простой урок

Еще один совсем простенький мастер-класс для закрепления полученных навыков:

Шаг 1. Выбираем основу, наносим на нее рисунок будущего художественного орнамента.

Шаг 2. Подрезаем центральный круг по контуру.

Шаг 3. Начинаем срезать древесину от периферии к центру.

Шаг 4. Размечаем лепестки.

Шаг 5. Обрабатываем лепестки.

Шаг 6. Убираем треугольники между лепестками.

Шаг 7. Прорабатываем внешний контур лепестка.

Шаг 8. Прорабатываем внутренний контур.

Шаг 9. Работаем над рельефом цветка.

Шаг 10. Вновь срезаем лишнюю древесину, делая рисунок еще более объемным.

Шаг 11. Закругляем сердцевину цветочка.

Шаг 12. Прорезаем детали.

Видео по теме статьи

Обязательно уделите внимание видео-подборке про художественную резьбу по дереву:

Основные приёмы, этапы работы и особенности резьбы из Абрамцево

    Место Московская область / Сергиев-Посадский район / Абрамцево
  • Исторический период XIX в., Российская империя (1721-1917)
  • Вид резьба по дереву
  • Техники абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба
  • Материалы дерево
  • Изделия игрушки, изготовление предметов быта, изделия для архитектуры и интерьеровЕщё 5 , мелкая пластика, миниатюры, музыкальные инструменты, предметы декоративно-прикладного искусства, церковная утварь

О резьбе

Абрамцево-кудринская резьба — самобытное явление народного искусства Подмосковья. Зародилась она в конце XIX века, в мастерских под руководством В. П. Ворноскова. Василий Петрович и считается её создателем.

Ларец, автор Ольга Кореневская Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

За долгий период существования этого стиля резьбы мастера не только сохранили, но и усовершенствовали способы и технологию.

Основное же осталось так, как задумал Ворносков — сохранение красоты деревянной фактуры, пластика узора, витиеватый объёмный орнамент которого напоминает хохломской.

Процесс создания

Выбор древесины

Процесс создания резной вещи начинается с выбора древесины: при изготовлении изделия с крупной резьбой мастер выбирает мягкое дерево, для мелкой резьбы – вязкие и твердые породы дерева.

Эскизы будущих работ Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

На подготовленное к резьбе изделие – дощечку, шкатулку, ложку – наносится легкий узор карандашом: мастер размечает рисунок.

Затем мастер, как принято говорить, «прочитывает» орнамент инструментом, то есть обводит его тонким концом резца, углубляя контур.

На втором этапе резьбы он остро заточенным резаком проводит по ранее углубленным линиям контура, плавно огибая каждую форму орнамента – снимая «фаску».

Схема резьбы подушечным фоном, стрелки показывают направление резьбы. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Со стороны орнамента контур режут и заоваливают круче, со стороны фона – более отлого. Такая обработка придает узору пластичность, подчеркивает объем изображения, дает мягкие переходы от света к тени.

Создание эскизов, прорисовка

Абрамцево-кудринские мастера постоянно прибегают к подготовительным рисункам и эскизам. Работа над предварительным эскизом признается художниками различной выучки и поколений, представляется им нужной стадией, неотделимой от работы ножом, резцом, стамесками.

Сам факт существования предварительного рисунка отнюдь не свидетельствует о творческой связанности, несвободности резчика. Все дело в характере рисунка, в том, какие цели ставит перед собой художник, создавая его.

Если это хороший рисовальщик, но неопытный резчик, тщательно выполненный эскиз резьбы будет для него догмой, которой он станет скрупулезно следовать. Иное дело, если речь идет об умелом мастере резьбы. Его рисунок будет лишь намеком, предварительной прикидкой, мастер вовсе не следует за штрихом карандаша, движение его инструмента свободно, органично.

Блюдо, коллекция Богородского музея художественной резьбы Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Взять например произведения сегодняшних ахтырских мастеров, еще находящиеся «в работе». Рисунок и следы резца в них действительно очень часто не совпадают. При переходе от изображения на бумаге к работе на объемной форме, мастер продолжает активно творить, подчас отступая от первоначального замысла, нередко варьируя его.

Отделка

Многое зависит и от отделки изделия. Так, механическая полировка способна загубить, загладить любую резьбу. Сейчас же, особенно в малосерийных и уникальных вещах, мастера применяют только ручную полировку. Такое бережное отношение к пластике дерева не могло не принести своих результатов.

Автор статьи

В статье использованы материалы из дипломной работы мастера Ольги Владимировны Кореневской.

Фотогалерея

Полезная информация

Абра́мцево-ку́дринская резьба́
Заоваленная резьба с подушечным фоном

Виды рельефной резьбы

В творческой практике В. П. Ворноскова и его мастерской для украшения изделий применялись различные виды рельефной резьбы. Это и резьба с заоваленным контуром, и резьба с «подушечным» фоном и «подборным» (подрезанным) фоном. Эти специальные термины возникли не случайно, ими обозначается совокупность довольно разнообразных приемов обработки рельефа и фона при создании рельефа из дерева.

«Подушечный»

Характерная особенность фона в этом виде плоскорельефной резьбы заключается в том, что никогда не бывает плоским. Вид резьбы получил свое название вследствие того, что рисунок круто заоваливают со стороны контура и несколько более отлого со стороны фона, который в результате по форме становится похожим на подушечку. Резьбу выполняют стоя.

Урок по жостовской росписи по металлу. Мастер-класс #12

«Подборный»

В резьбе с подборным фоном, как и следует из названия, фон подбирается, то есть срезается во всех участках на одинаковую глубину, а элементы узора возвышаются над фоном. Резьба с подборным фоном более трудоемка, чем с подушечным.

Часто в терминологии резчиков встречается выражение « заоваленная резьба с подобранным фоном.

Первая попытка создания в 1882 г. столярно-резчицкой мастерской оказалась не совсем удачной.

«Всем членам Абрамцевского кружка хотелось надеяться, что крестьянские мальчики, которые хорошо знакомы с техникой художественной резьбы по дереву, будут создавать образцы народной мебели. Но этого не произошло», – с грустью вспоминал один из художников.

Для производства такой продукции необходим был художественный руководитель, который смог бы решить проблему связи народного искусства с декоративно-прикладным искусством и кустарным промыслом. Да ещё и умел создавать образцы мебели, востребованные и отвечающие запросам покупателей.
Таким художественным руководителем стала Елена Дмитриевна Поленова (1850 – 1898 гг.) Род. в г. Петербурге, сестра В.Д. Поленова. График, живописец, художник декоративно-прикладного искусства, книжный иллюстратор. Училась у частных преподавателей, в том числе в Париже и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1864 – 1880 гг.).
В 1885 – 1892 гг. Поленова взяла на себя художественное руководство абрамцевской столярной мастерской и создала более ста эскизов, по которым изготовлялись мебель и предметы быта. В Музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся графические произведения Е.Д. Поленовой. И, забегая немного вперёд, вот слова Н.В. Поленовой – жены художника В.Д. Поленова:

«Слава абрамцевской столярной быстро росла во всем округе, и родители почитали за счастье, когда их мальчик, по окончании школы, попадал туда».

Ученики В.П. Ворноскова организовали свои маленькие предприятия. В Хотьковском округе появились, поначалу, небольшие артели: в Хотькове (1910 г.), Мутовках (1918 г.), Куприне (1921г.), Левкове (1931г.), с. Ахтырке (1932 г.). Позднее они объединились в Ахтырскую объединённую артель (1936 – 1940 гг.), преобразованную в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий (1960 г.). В 1993 г. фабрика была преобразована в ОАО «Народное искусство».
В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий «Народное искусство». Многие резчики работают и в своих домашних мастерских, выполняя частные заказы. Одним из постоянных заказчиков является Русская Православная церковь.
Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углублённым фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до тёмно-коричневых тонов. Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву – густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже – берёзы. На поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка.
Современный ассортимент изделий включает в себя предметы утилитарного назначения (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера – (панно, тарелки и др.), украшенные растительным узором с характерной пальчатообразной резьбой.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В основе абрамцевско-кудринской резьбы – дерево, из неё и выходят все тёплые и солнечные шкатулки, ковши, тарелки, солонки. Совсем недавно, два десятилетия назад, это дерево стало засыхать, и, казалось, что у промысла уже перерублены корни. После преобразования Хотьковской фабрики резных художественных изделий в «Народное искусство» из многочисленного коллектива остались три резчика. Однако эти трое резчиков не дали погибнуть промыслу. Сейчас абрамцево-кудринская резьба набирает силу. Одним из постоянных заказчиков является Русская Православная церковь. Есть много частных заказов. Ведущим хранителем и продолжателем традиций промысла продолжает оставаться АХПК им. Васнецова – наследник Абрамцевской столярной мастерской. Если жива основа промысла – его школа, традиции, то жив и сам промысел. В чём можно убедиться и через слайд-шоу.

На протяжении вот уже 120 лет в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени Виктора Михайловича Васнецова сформировалось не одно поколение талантливых художников, которые внесли существенный вклад в становление и развитие традиционных художественных промыслов России.
Колледж ведёт своё начало от подмосковной усадьбы Абрамцево, принадлежавшей меценатам, тонким знатокам и истинным ценителям русского искусства Савве Ивановичу и Елизавете Григорьевне Мамонтовым.
Передовым методом тогда считалось использование в преподавании подлинных памятников традиционного искусства. «Наш уезд, – писала Е.Г. Мамонтова, – полон мелких кустарей, работающих на Троицкую лавру игрушки, ларцы и разные деревянные вещи. Мне давно хотелось посредством школы обновить это производство, главным образом вводя в него новые художественные образцы. Окончательная цель мастерской – подготовить мастеров-кустарей с более развитым вкусом, имеющих всегда под рукой Музей с готовыми художественными образцами и Мастерскую, готовую во всякое время дать помощь советом, так и в деле сбыта товара».
Плодотворная работа абрамцевской мастерской вдохновила деятелей московского губернского земства на организацию в Сергиевском Посаде учебных мастерских: игрушечной и затем художественно-столярной. Сама Абрамцевская производственно-показательная мастерская в 1926 г. была преобразована в Художественно-деревоотделочную мебельную школу кустарного ученичества.
В 1931г. учебные заведения были соединены в Абрамцевскую деревообделочную профтехшколу с двухлетним сроком обучения.
В начале Великой Отечественной войны Абрамцевская профтехшкола была закрыта. Однако уже в августе 1942 г., в связи с постановлением Правительства о восстановлении и развитии художественных промыслов, была открыта вновь. В 1944г. школа изменила свое название на Абрамцевскую профессионально-художественную школу.
В 1957г. на базе профтехшколы было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище. В училище открывались новые отделения: художественной керамики, росписи по керамике (существовало до 1991г.), художественной обработки металла и камня.
К 100-летнему юбилею за большие успехи в деле подготовки художников-мастеров для народно-художественных промыслов училище было награждено орденом «Знак почета» с присвоением ему имени одного из основателей – художника Виктора Михайловича Васнецова.
В колледже ведется большая работа по освоению компьютерных технологий, открытию новых отделений – реставрации, консервации и хранения произведений искусства, компьютерного дизайна, живописи, а также курсов повышения квалификации для художников-мастеров народных промыслов.
Сохранение особого «абрамцевского» духа поддерживается силами большого педагогического коллектива училища.

Адрес Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова: 141370, Московская обл., Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Художественный проезд, 1
Телефоны: 993-00-26, 8 (496) 543-04-56, 8(496)543-06-06
Проезд: ст. Хотьково, ст. Абрамцево Ярославской ж/д.
Сайт: http://www.ahpkv.ru

Отдел художественных ремёсел Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» был открыт в г. Хотькове в 1982 г. С 1998 г. располагается в бывшем «каменном доме для богомольцев» (2-я половина XIX в.) напротив Южных ворот Покровского Хотьковского женского монастыря.
Основная экспозиция отдела посвящена становлению и развитию абрамцево-кудринского промысла резьбы по дереву.
В экспозиции отдела художественных ремёсел можно познакомиться с произведениями Е.Д. Поленовой, Н.Я. Давыдовой, В.П. Ворноскова, Е.А. Зеленкова, М.А. Артемьева, творчество которых определило стилевые особенности абрамцево-кудринской резьбы, а также современных художников-резчиков – Т.В. Альхимович, В.А. Ермилова, Н.Н. Симанкина, Л.В. Брысиной, Г.М. Еськина и др.
Коллекция отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» содержит около четырёх тысяч предметов декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, нумизматики, а также редкие фотографии и документы, свидетельствующие об истории города и его окрестностей. Здесь регулярно проводятся выставки местных художников, а их произведения пополняют собрание отдела.
Основа экспозиции отдела – рассказ об абрамцево-кудринском резном промысле, уникальном по красоте и истории его создания. Представленные в экспозиции произведения и материалы дают возможность проследить этапы возникновения и развития промысла: от «поленовского» периода к изделиям мастеров резческих артелей, работавшим в окрестностях Абрамцева, от работ Хотьковской фабрики резных художественных изделий к произведениям современных мастеров «кудринки».
В то же время экспозиция отдела является органичным продолжением и дополнением экспозиций музея-заповедника «Абрамцево»: коллекции народного прикладного искусства, работ Абрамцевской столярной мастерской и творчества выдающегося русского художника Елены Дмитриевны Поленовой.

Богородская резьба по дереву: фото, особенности изделий и картинки

Богородская резьба по дереву (фото с инструкциями прилагается) – все от А до Я вы узнаете именно в этой статье. Богородские изделия — яркий и всемирно известный вид русского народного творчества. Рассмотрим все, что связано с этими произведениями искусства.

Исторические факты

В старинном селе Богородское недалеко от г. Сергиев Посад разместилось знаменитое село, где основным промыслом является производство деревянных скульптур и игрушек.

Откуда мастера черпают вдохновение? Наверное, на них действует холм, на котором и расположилось село, возможно, берег реки Куньи. Крепостные Троице-Сергиева монастыря стали первооткрывателями этого искусства.

Они заложили основы художественного промысла обработки дерева. Именно с тех времен село стало центром народного творчества.

Сам же город Сергиев Посад считался историческим центром игрушечного дела в России. Недаром его называют и в наши времена «столицей игрушечного царства». Такой промысел являлся крестьянским производством. Когда наступал перерыв в работе, то начинали создавать изделия. Можно сказать, что такая работа приобрела сезонный характер — с осени до ранней весны.

Известное произведение рук мастеров богородской резьбы «Пастушок» появилось именно в то время. Не менее важными стали другие представители классики — львы, львята, собаки и щенята.

Прочтите это: Резьба по дереву гравером для начинающих: несколько идей

Интересный факт! Чаще всего мастера творили многофигурные изделия. Инструменты не играли значения.

По историческим сведениям, народный быт был основой всех произведений. Достаточно вспомнить игрушки «Рубка капусты», «Пряха», «Сеятель», «Дровосеки» и т.д. Некоторые работы представлены на фото.

От старого к новому

Богородская игрушка — сочетание волшебства и практики. Наверное, поэтому свежесть и непосредственность игрушек привлекает внимание до сих пор.

Сейчас существует Богородская фабрика художественной резьбы. Но из-за большого количества плагиата и подделок сей народный промысел на грани уничтожения.

Купить богородскую игрушку можно лишь на месте производства, потому что число работников сократилось по данным до 25-ти человек. К радости, фабрика открыта для посещений.

Там находится музей истории фабрики, где можно познакомиться с первыми изделиями резьбы и послушать увлекательные рассказы, просмотреть картинки несохранившихся изделий.

Особенности мастерства

Наверное, не было бы такого огромного количества изделий без богородского ножа. Богородский нож назван в честь села Богородское, является основным инструментом богородской резьбы. Это нож с прямым коротким клинком.

Часто мастера применяют его для грубой и тонкой резьбы. В народе нож величают «щучка».

Сейчас в Интернете много вариантов создания ножа. Примеры схем приведены на фото:

Мастера богородского дела используют нож для обтески, резки и т.д. Он простой по форме, легко изготавливается. Если хочется вырезать мордочку зверушки, ручки или глазки, то нож поможет в таком деле.

Прочтите это: Прорезная резьба по дереву: подборка креативных идей

Виды изделий не поменялись со времен древней Руси. Это все тот же народный быт и сказочные звери. Поэтому игрушка имеет свою изюминку и самобытность.

Черты игрушки

Движущиеся игрушки, народный быт, жизнь жителей леса — основные особенности богородского промысла. Мастера богородского дела — это сказочники, которые живут в вымышленном мире. Для того чтобы создавать шедевры, нужно обладать богатой фантазией и воображением, наблюдательностью и заинтересованностью в любом деле. Очень часто мастерами становились люди, выросшие на домашних сказках.

Древняя традиция русских мастеров гласит, что успех зависит от фантазии. «Маховая» резьба — это изделия без эскизов, трафаретов, без которых сейчас не обходится любой мастер.

Характерная черта — древесина. Материалом для таких художественных изделий выступают осина, ольха и липа. Эти 3 дерева с древней Руси считают мягкими и податливыми. Например, липа не оставляет зазубрин. Некоторые шутят, что работа с ней «идет как по маслу».

Прочтите это: Резьба по дереву птицы: фото интересных идей для творчества

Вся работа напоминает сказку. Не зря символом богородского промысла, гербом выступает гроза леса — медведь. Известная работа, встречающаяся в детских мультфильмах и сказках, «Кузнецы» совмещает в себе все особенности богородской резьбы. По историческим данным, этому изделию более 300 лет.

Лапки, хвостик и цветочки

Богородская игрушка имеет свой стиль. Его трудно спутать с другими. К сожалению, многие даже не знают названия такой резьбы, хотя и знакомы с подобными игрушками.

Если внимательно посмотреть на фотоработы, то можно заметить удивительный орнамент. Для такого рода изделий есть характерная особенность — орнаментальная тонкая резьба с гладкой поверхностью.

Это передает движение животных, их шерсть, крылья птиц.

Игрушки не красят. Чтобы показать животное со всех сторон, мастер делает неглубокие порезки, которые имитируют хвост, крылья, лапы, глазки, цветы и т.д.

Познакомиться с богородской игрушкой легко. Картинки работ поднимут настроение своей трогательностью и добротой.

Видео по теме статьи

Богородская игрушка рисунок . фабрика, музей, история

Промысел по вырезанию различных забавных игрушек был основан в селе Богородское. Ключевые принципы вырезания фигурок из деревянных чурок в этом месте были заложены в 16-17 столетии Троице-Сергиевскими крестьянами-крепостными. Именно с этого периода богородская игрушка и ее родина становится известным по всему миру. В чем же характерные черты крестьянского ремесла?

Промысел по вырезанию различных забавных игрушек был основан в селе Богородское

Богородская игрушка: история

Существует несколько преданий, рассказывающих уже на протяжении более чем 300 лет о появлении первой вырезанной из дерева фигурки. Одна из них повествует о крестьянской семье.

Мать для своих детей вырезала из чурбачка веселую игрушку, которую прозвала «аукой». Дети недолго играли с ней, а затем бросили ее за печь. Из интереса муж решил прихватить с собой ауку на базар, чтобы показать торговцам.

Народу так понравилась сделанная забавная игрушка, что они ее сразу купили, а, вдобавок, заказали и еще партию.

Существует и иное поверье. Согласно ему неизвестный житель Сергиева Посада вырезал из дерева куклу, которая была величиной в 9 вершков. Сделана она была из чурака липы.

Взяв с собой свое творение, он отправился к Лавре, к купцу Ерофееву. Купец, не долго думая, согласился продать куклу и поместил ее в своей лавке в качестве украшения.

Однако, спустя несколько минут к нему обратился покупатель, который сразу же приобрел куклу и заказал у купца еще партию.

Какое предание из представленных является правдой – не известно. Однако именно с этих пор и начало развиваться ремесло по вырезанию игрушек из дерева, которые в дальнейшем начали называться богородскими.

Как развивалось ремесло?

История возникновения этого промысла очень интересна. Большинство крестьянского населения, жившее в селе Богородское и в Сергиевом Посаде, занималось резьбой.

Однако все резчики полностью зависели от скупщиков, промышлявших в Сергиевом Посаде. Именно для них крестьяне и выполняли заказы по вырезанию игрушек. Сергиевский промысел заключался в покупке у крестья необработанных игрушек.

В дальнейшем полученный материал обрабатывался, расписывался и продавался.

История возникновения этого промысла очень интересна

Рассвет богородского ремесла датируется 19 столетием. Среди резчиков в это время наиболее прославился Ф. С. Балаев, А. Н. Зинин, А. Я. Чушкин. С этими людьми были связаны следующие важнейшие даты формирования рукоделия:

  • в 1913 году под предводительством перечисленных мастеров была основана артельная мастерская, в результате чего богородская игрушка получила полную самостоятельность и освободилась от скупщиков;
  • с 1923 года при артели организовывается школа, которая обучает детей с возраста 7 лет рукоделию вырезания из дерева забавных фигурок;
  • с 1960 году артель приобретает статус фабрики.

Интересно, что фабрика художественной резьбы была сформирована в год 300-летия основания богородской игрушки.

Галерея: Богородская игрушка (25 фото)

Как делали на Руси резные фигурки: богородская игрушка (видео)

Богородская резьба по дереву

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева. В основном для изготовления игрушек используют липу, ольху, осину. Такой выбор обусловлен тем, что мягкая структура дерева значительно облегчает работу мастера, а, значит, и ускоряет ее.

Липовые бревна заготавливаются заранее и проходят 4-хлетнюю просушку, проводящуюся по особой технологии. Из-за такой длительной подготовки материалов, их заготовка производится непрерывно. Готовые бревна отправляются на зарубку, после чего в руки к мастерам попадают уже специальные заготовки.

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева

Резчик с помощью лекала размечает рисунок, а затем приступает к вырезанию формы игрушки. В процессе резки используется специфический богородский нож, а также стамески. Мастер вырезает отдельные части игрушки, после чего они отправляются в специальный цех и собираются там.

Окрашивание заготовок производится на заключительном этапе. Иногда резная игрушка не подвергается росписи. В этом случае ее просто покрывают лаком и дают тщательно просохнуть. Такие игрушки вполне возможно уже делать в старшей группе детского сада.

Картинки для образца можно распечатать уже готовые.

Основные особенности

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку «Кузнецы». Она была придумана более 300 лет назад и представляет собой интересно вырезанные фигурки мужика и медведя, которые бью по очереди по наковальне. Игрушка приводится в действие при движении планок относительно друг друга.

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку

Еще одной известной поделкой считаются «Курочки». Ее отличительной особенностью является планка и баланс, который приводит конструкцию в движение.

В результате выполненных движений птицы по очереди начинают клевать зерно. Сюжеты таких игрушек неслучайны, ведь большинство из них крестьяне черпали из собственной жизни, а также народных сказок.

Именно в них в качестве героев выступали: медведь, простой деревенский мужик, птицы.

Интересно, что по сей день, современные мастера сохраняют эти крестьянские традиции. За свое мастерство и традиции современные мастера не раз награждались золотыми медалями на выставках, проходивших в Париже, Брюсселе, Нью-Йорке.

Как сделать богородского медведя своими руками?

Одним из символов богородской игрушки является медведь.

Сделать его своими руками можно из следующих материалов:

  • липового бруска;
  • стамесок;
  • ножа;
  • топора.

Одним из символов богородской игрушки является медведь

Для того чтобы сделать богородского медведя, необходимо следовать инструкции:

  1. Первым делом необходимо найти кусочек липы, на которой располагается минимальное количество сучков. Эти элементы могут не только испортить внешний вид изделия, но и сделать его хрупким. Дерево следует срезать в зимний период, так как в это время в нем меньше всего сока.
  2. Бревно кладется на воздух под навес и просушивается на протяжении 2-3 лет. Кора оставляется в форме колец только на краях бревна. Это необходимо для того, чтобы дерево не растрескалось во время высыхания.
  3. Готовое бревно распиливается на чурки.
  4. Из чурки с помощью топора вырезается подходящий по размеру брусок.
  5. С помощью ножей изделию придают общий контур: намечается голова медведя, его туловище, направление лап.
  6. Затем с помощью стамески прорезается шерсть на лапах. Она должна быть направлена вниз.
  7. Затем по периметру лап делаются углубления для того, чтобы придать игрушке очертания зверя, сделать его объемным.
  8. Потом прорезается шерсть на теле. Делается это свободными движениями с помощью стамески в направлении сверху вниз.
  9. Последним этапом формирования медведя считаемся вырезание его морды. Для этого прямым горизонтальным движением ножа следует обозначить нос животного, а затем его длину, обрубив лишнее.
  10. От носа делается скос наверх, где с помощью стамески прорезаются глаза.
  11. На голове с помощью тонкой стамески формируются уши. Углубляется шея, а затем голова покрывается шерстью. На ней следует использовать стамеску чуть меньшего размера, чем для обработки тела.

Выполненная резьба должна быть покрыта лаком. Для этих целей необходимо использовать лак для древесины.

Богородская роспись

Помимо игрушек мировую популярность получила и богородская роспись. Свою известность промысел получил благодаря тому, что роспись украшала забавные вырезанные из дерева игрушки и имела свои индивидуальные особенности:

  • она отличалась яркостью красок;
  • на игрушках рисовался незамысловатый мотив, который полностью освобождался от мелких деталей и нюансов;
  • все сюжеты отличаются жизнерадостностью, народным юмором;
  • эта роспись по дереву родилась путем смешения городецких и хохломских мотивов, которые были переработаны в индивидуальные элементы.

Богородская игрушка: курочки на кормушке (видео)

Благодаря этим особенностям городецкая игрушка максимально приближается к детскому пониманию, восприятию: она лишена мелких деталей не только в росписи, но в самой резьбе. Возможно, именно поэтому богородская игрушка по сей день славится со всем мире. Рисование по игрушке отличное занятие для дошкольника!

Азы плоско-рельефной резьбы. Резьба с подушечным фоном. Часть 1.

Другие виды рукоделия

Богородская деревянная игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.

Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана.

Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

  • Богородские деревянные игрушки были двух видов:
  • 1. Скульптурная игрушка
  • 2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Михаил Ильяев. Мастер класс, основы универсального ножа.

  1. Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:
  2. Кузнецы, закрепленные на плашках;
  3. Пляшущий мужичок с пружиной внутри;
  4. Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Урок по тагильской росписи по металлу

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке.

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Богородская резьба по дереву

Носиков Петр Николаевич(1974) Россия, Краснодарский край, г.Тимашевск, резчик по дереву, закончил Богородскую профессиональную школу художественной резьбы по дереву.

Будучи профессионалом, Петр Николаевич выработал свой стиль и технику, позволяющую выгодно подчеркнуть красоту дерева в соединении с художественным замыслом. За плечами настоящего русского умельца — 19 лет стажа работы по дереву.

В данный момент он преимущественно занимается разработкой и оформлением интерьеров в лесном и охотничьем стиле.

Стоит отметить, что из под легкой руки Петра Николаевича выходят не только невероятно детализированные скульптуры, но также живописнейшие панно и предметы обихода.

Охотничий трофей. Липа, резьба по дереву. 110х75

Охотничек. Липа, резьба по дереву. 100х75

Как мужик медведя парил. Липа, резьба по дереву. 100х65

Цапли. Липа, резьба по дереву. 110х65

Медведи. Липа, резьба по дереву. 100х65

Архар. Липа, резьба по дереву. 75х45

Голова волка. Липа, резьба по дереву. 65х45

Глухари. Липа, резьба по дереву. 110х80

Инструменты для резьбы по дереву: 1. Нож-косяк, 2. Богородский нож. 3. Угловая стамеска. 4. Полукруглая стамеска. 5. Стамеска клюкарза. 6. Полотно и рукоятка стамески. 7. Сечения полукруглых и угловых стамесок. 8. Формовка полотна полукруглой стамески.

В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское — родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Богородское — село старинное. Уже в XV — XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

  • В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик», была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров — мастеров художественной резьбы по дереву.
  • В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.
  • Истоки промысла

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском, точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, что бы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена с выгодой для купца, после этого он заказал еще целую партию игрушек.

В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.

В ходе событий Смутного времени начала 17 века земли в центральной части Московского государства были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Богородицкой вотчины Троицы-Сергиева монастыря, возродились лишь 4, среди них Богородицкое, но уже как безхрамовая деревня.

Мастер-класс по заточке стамесок А. Коняева

В XV – XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Первоначально участие богородчан в игрушечном деле выражалось лишь в поделке мелких частей и фигурок, которые потом отвозились в Сергиев Посад для дальнейшей отделки. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других.

Богородская игрушка и скульптура давно и прочно вошла в жизни культуры русского народа, как его феномен. С помощью передачи мастерства из поколения в поколение, промысел развивался, крепко вставая на ноги, заинтриговывая и притягивая к себе.

В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик» и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом. Далеко за пределами Московской области известны православные мастера-чудодеи: Н. И. Максимов, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А.Рыжов, И. К. Стулов, С.А Паутов., И .М Польский., М.Я.Дворников.

Богородские резчики -участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звездочка» – в русском областном.

  1. Особенности промысла
  2. Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»)
  3. Полезные ссылки:

богородская резьба по дереву. История народного промысла

Богородская резьба по дереву — это один из редких видов русского национального искусства, дошедших до нас. Центром промысла является поселок Богородское, расположенный в Сергиево-Посадском районе.

Богородская резьба берет свое начало в традициях древнерусского искусства. Большое влияние на развитие промысла оказали мастера-иконописцы Троице-Сергиевой Лавры. По некоторым данным, деревянную игрушку, в окрестностях Троицы, резали еще во времена ее основателя — Преподобного Сергия Радонежского.

Согласно следующим источникам:И. Забелин. «Домашний быт русских цариц в XVI — XVII ст.» М., 1901 г.Н. Церетели. «Русская крестьянская игрушка» Academia, 1933 , существует запись в книге расходов Екатерины I говорящая о том, что у стен Троице-Сергиевой Лавры были приобретены деревянные игрушки:

» …куплено … разных игрушек царевне Наталье Петровне и великому князю Петру Алексеевичу и княжне, которые посланы в Петербург, а именно: три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами, три баула, за всё заплачено 4 р. 9 алт. 4 деньги»

Таким образом, становится ясно, что уже в 17-м веке, Богородский промысел носил характер ремесленного производства. Изготовление деревянной игрушки кормило десятки хозяйств.

Богородская резьба. XIX век

В XIX-м веке богородский промысел активно развивался.

Была создана своеобразная производственная цепочка — появились скупщики деревянных игрушек, избавившие резчиков от необходимости думать о реализации изделий.

Одновременно с этим, появилась специализация мастеров — кто-то делал кукол, кто-то всадников, разводы, дергунов и прочее.. Появились и окрепли династии богородских резчиков — Балаевы, Ерошкины, Зинины …

Промышленная революция конца XIX века подорвала успешное развитие богородской резьбы по дереву. Продукция кустарей не выдерживала конкуренции с фабричной продукцией, более дешевой, технически более выверенной. Кустарная игрушка стала пользоваться меньшим спросом.

Одновременно с этим, ухудшалось ее качество, связанное со стремлением мастеров удешевить продукцию. В целях экономии, использовался каждый сантиметр ствола дерева, с минимальным количеством отходов.

Выработалась своеобразная «маховая», ускоренная, техника работы богородским ножом, при которой сегмент спила «чурак», или щепа, задавали форму изделию.

В столь трудное для богородского промысла время, неожиданный стимул развитию придало появившееся на рубеже XIX-XX веков, в России, общественное движение возрождения национального самознания.

ХХ-й век богородского промысла

В начале XX-го века, русская творческая интеллигенция осознала ценность национального наследия народного искусства. В этот период времени начинаются активные работы по систематизации народных промыслов, их осмысление.

Богородская игрушка стала предметом коллекционирования, музейного экспонирования. Стали проходить первые выставки народных мастеров.

Педагогическая общественность ратовала за включение русской деревянной игрушки в образовательную программу учебных заведений.

Огромный вклад в развитие промысла внесли такие исследователи, как Н. Д. Бартрам, А.И.Деньшин, А.В. Бакушинский и другие …

В начале ХХ-го века, в селе была основана артель резчиков и образовано училище богородской резьбы.

Октябрьская революция изменила многое в Богородском промысле. Советская власть охотно поддержало народное искусство, как идейно близкое. В тоже время, стало невозможным работать на скупщиков, и одновременно с этим, стали появляться новые, навеянные эпохой сюжеты.

Великая Отечественная война оставила тяжелый след в Богородском. Погибли многие резчики, вернулось всего несколько человек.. Промысел угасал, но несмотря на сложности, в этот период было создано немало интересных произведений.

В 60-е годы, государство оказало большую поддержку Богородскому промыслу. Артель была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы, одновременно с этим, были построены новые корпуса фабрики и училища.

Для развития промысла, в училище и на фабрику были направлены профессиональные художники-скульпторы, создавшие новые, более технологичные и пластически интересные образцы. Был создан канонический образ богородского медведя. Отработана пластика и технологии декорирования (описки) медведей.

В богородской пластике было уделено значительное внимание декорированию фактуры дерева с помощью «фасок».

Без преувеличения, 60-80-е годы прошлого века стали «Золотым веком» Богородского промысла. В это время были созданы основные и наиболее интересные образцы деревянной скульптуры и игрушки. Большое наследие оставили такие мастера, как Л.В Журавлева, Л.

Уласевич, М. Дворников, М.И. Смирнов, В. Градов, Н.М.Шипеев, и многие другие .. Отдельно стоит выделить замечательных преподавателей: Н.Н. Скотникова, Рунова, Д.

Кязимова, и многих других замечательных педагогов, вырастивших не одно поколение талантливых мастеров.

Богородская резьба. Современность

Конец 80-х- начало 90-х годов прошлого века в нашей стране стал переломным периодом, и периодом поиска. Богородская резьба не осталась в стороне этой эпохи. Богородские художники активно искали новые формы. В этот период, мастера обратились к истории промысла.

Появилось много художественных размышлений на тему духовности, истоков творчества богородчан. Вместе с этим, появилось больше яркой индивидуальности. Мастера разрабатывали свой, неповторимый стиль резьбы. Александр Варганов, обратился к щепной маховой технике резьбы.

Олег Михайлов нашел вдохновение в богородских образцах XIX века, которые он переосмыслил, и обогатил промысел своей неповторимой техникой резьбы, росписи и духовности.

Ярослав Аршинов, Сергей Паутов, Людмила Журавлева, Геннадий Лазнев, Маснави Ахматзиаев, Лев Брюханов, Илья Польский, и многие другие мастера украсили своим неповторимым талантом, этот период поиска…

Вместе с с тем, 90-е годы внесли большие изменения в структуру промысла. Богородская фабрика утратила государственную поддержку, а вместе с ней и большие возможности экспорта своей продукции за рубеж. В тоже время, появился обширный рынок частного сектора. Многие индивидуальные мастера получили возможность продавать свою продукцию напрямую покупателям.

Свободный рынок имел не только положительную сторону. Бурная коммерциализация промысла привела к возвращению забытого посредника «скупщика». Скупщиками были редко художники, часто это были бывшие строители, сварщики, люди разных профессий. Но желание заработать, привело их в этот «бизнес».

Как следствие, они стали диктовать художникам свое видение сувенирной продукции — часто китчевато яркой, нелепо «забитой» тяжелым орнаментом.

Богородская резьба по дереву: фото

Резьба по дереву – древнее искусство, присущее тем областям, где есть свободный доступ к подходящему материалу – дереву. В центральной части России это ремесло зародилось еще в 15-16 веках, и одним из промышленных центров стало село Богородское недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Мы расскажем и покажем про Богородскую резьбу по заранее подготовленному дереву с подборкой фото!

Резьба по дереву. Кудринка. Часть 1.

Изучаем историю богородской резьбы по дереву с фото

Насчет возникновения резного дела существует не одна легенда. Согласно одной из них, игрушки из дерева резал и дарил приходским детям сам Сергий Радонежский.

Кроме этого, есть предание, которое гласит, что купец, проезжая мимо Богородского села, купил деревянную куклу у одного из мастеров, желая украсить ей свою лавку.

Куклу сразу же купили с большой выгодой, и купец сразу заказал партию таких же игрушек на продажу.

Еще один известный сказ – про куклу Ауку. В нем речь идет о том, что мама, желая сделать игрушку для своих детей, пыталась сшить ее из ткани, но она быстро порвалась.

Тогда она связала ее из соломы, но дети быстро растрепали и эту куклу. После она решила вырезать фигурку из дерева, и дети назвали ее Аукой. Сначала они любили ее и играли с ней, но позже забросили на печь, и она лежала без дела.

Тогда отец забрал ее на ярмарку, где и продал за хорошие деньги.

В этой семье, а позже – и в других семьях этого села люди научились делать кукол из дерева не только для своих детей, но и для продажи. Таким образом, появился народный промысел резьбы игрушек из дерева.

Промысел – это дело, которым занимается и зарабатывает вся семья целиком, включая детей, и этим же делом заняты все или большинство семей в населенном пункте.

Таким образом, в Богородском были разработаны инструменты для резьбы по дереву, а позже выделились свои особенности и техники резьбы. Так, существует богородский нож, которым высекаются эти фигурки. Их обычно делают из треугольных брусков, что придает изделиям характерную форму.

Одной из характерных черт игрушек можно назвать то, что мастера не красят их, а используют лак или даже очень мелкую наждачную бумагу. Поэтому большинство игрушек имеют светлый приятный цвет натурального дерева.

Что касается советского периода богородской резьбы, государство и идеология сильно повлияли на тематику скульптуры.

Например, во время войны необходимо было вырезать не просто солдатиков, но советских солдат в форменных мундирах. Также появились такие поделки, как фигурки Ленина, Олимпийский мишка и и другие.

Знатоки уверяют, что это плохо повлияло на фабрику, ведь богородская игрушка потеряла свою самобытность и некоторую схематичность.

В 1923 году мастера объединились в артель, при которой открылась школа резчиков, а в 1960 году была открыта фабрика богородской резной игрушки.

Эта школа резьбы по дереву связана с именем известных мастеров Поленовой и Ворноскова, которые впоследствии основали целое течение резного дела, получившее название Абрамцево-Кудринской резьбы.

Оно характеризуется комбинацией рельефной и геометрической резьбы с определенными элементами орнамента, чаще всего здесь встречаются растительные мотивы и картинки.

Пример абрамцево-кудринской резьбы.

Рассмотрим основные виды изделий в технике: популярные мотивы

С самого начала развития этого промысла, игрушки изображались в форме животных или людей. Фигурки не изображены статично, на большинстве из них они показаны в движении. Так, мы видим медведя, скачущего на тройке скачущих лошадей, кузнеца, бьющего молотом по наковальне, птицу, клюющую зерно.

Многие игрушки изображали людей в сфере быта, каждый занят каким-либо делом. Ряд изделий оснащен механизмами, которые приводятся в действие пружинами, другие элементы скреплены нитками, за счет чего могут двигаться поочередно, что очень интересно для детей.

Богородский стиль резьбы очень сложно спутать с другим, большинство людей знакомо с подобными игрушками, даже если и не знает, как именно называется эта резьба. Но в последнее время рынок переполнен, и появляется все больше подделок, созданных мастерами других областей, а то и вовсе китайских пластиковых безделушек.

Тем не менее, богородская фабрика резного дела до сих пор живет и принимает людей на экскурсии, предлагая посмотреть на цеха, побывать в музее при фабрике и даже попробовать собрать игрушки из готовых деталей.

Изделия мастеров представлены на международных выставках, в музеях, а также их изображения можно встретить в книгах и антологиях по резному делу.

Видео по теме статьи

Богородская резьба. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».

Предание

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь.

Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Татыга

Но есть и другая версия, другая легенда, в которой — главный герой Татыга, глухонемой мастер.

Это было еще в четырнадцатом веке… Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.

Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.

Другая легенда говорит нам т об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью.

Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь «потешный» промысел.

Дата возникновения

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.

Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны.

Резьба по дереву Урок №1. Начало.

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Шедевры

Уже на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврами народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставший своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Кустарный музей

В Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.

В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

«План» и «вал»

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной.

С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия.

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.

Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

Богородская резьба — это… Что такое Богородская резьба?

Марка СССР, 1979 г.

Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области)

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки.

Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.

Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь.

Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском.

И стала она называться «богородской».

Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.

Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь.

Причём, обычно ссылаются не на первоисточник, а на труды известных в 1930-х годах исследователей русской крестьянской игрушки Д. Введенского и Н. Церетелли, которые также опираются не на архивные документы, а на исследования И. Е. Забелина.

Однако последний допустил ошибку: о покупке деревянных игрушек указывается в книге расходов Екатерины Алексеевны — жены Петра I, в записи 1721 года. Но, как пишет в своей статье И. Мамонтова: «Однако в источнике недвусмысленно говорится о том, что покупка сделана в Москве…»

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т.

Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века.

Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах.

Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Вместе с тем, именно на первоначальном этапе становление богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.

Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.

Развитие

Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов — период расцвета богородского резного кустарного промысла.

Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом.

Несколькими годами раньше в Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу. В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И.

Профессиональный художник, коллекционер, и, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции.

Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А.

Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла.

Можно много говорить о том, чего больше — вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел, но бесспорным фактором является то, что в течение нескольких десятилетий изделия земского периода были своеобразным эталоном для мастеров — резчиков.

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев.

Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров.

Вновь вступающих в артель резчиков ставили сначала на самую легкую работу, если молодой мастер справлялся с изготовлением простой игрушки, ему усложняли задачу: выполнение фигур животных, многофигурных композиций.

В том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.

Советское время

В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт.

В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест. Изменение общественног уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений.

Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия.

Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики — в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация.

Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализировалась.

В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричивание» промысла.

С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия.

Через полтора десятка лет по злой иронии судьбы село Богородское с его своеобразным ландшафтом и особенности реки Куньи привлекли внимание энергетиков. Ситуация на промысле усугубилась.

Сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционные богородские посиделки, простота сельского общения. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома на верхние этажи, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Г. Л.

Дайн еще в 1984 году писала в журнале «Декоративное искусство СССР»: «… маленькой жалкой кажется деревня рядом с наступающими на нее новостройками. Вероятно не спасет её теперь и охранная зона. Неизбежно будет меняться быт людей, их духовно-нравственный облик, значит будет трансформироваться и Богородское искусство.»

В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера-исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось ещё больше.

В настоящее время богородский промысел находится в бесконечном процессе борьбы за выживание. Положение его нестабильно: утрачены традиционные рынки сбыта, подорожавшее сырье, высокие цены на энергоносители — все эти факторы не способствующие улучшению положения.

Богородская фабрика художественной резьбы за последнее десятилетие столько раз сменила название, что по словам нынешнего главного художника этой организации «едва успеваем менять вывески и штампы».

В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем.

Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее. За примером далеко ходить не надо. Один из ведущих мастеров, по сей день работающих на промысле, С.

Паутов с горькой иронией сказал: «Морозы погубили французов под Москвой в 1812 году, немцев в 1941, погубят в скором времени и богородских резчиков». Художник имел ввиду деревянные резные фигурки, изображающие Деда Мороза — любимого персонажа новогодних праздников, который заменил мастерам-надомникам пресловутого медведя.

На вернисажах и на прилавках магазинов чаще всего встречается худшее из того, что еще делается в Богородском. Интерес к богородской игрушке и скульптуре падает из-за низкого качества исполнения, низкого художественного уровня и достаточно высокой стоимости.

Современность

В настоящее время ситуация на промысле сложная, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме.

Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию.

Среди советских мастеров богородской резьбы — Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов и другие. [1]

Особенности промысла

Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).[2]

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным[3], превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка

Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель.

Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны.