Мастер-класс Мыловарение. Мыло с блестками. Как сделать мыло

Варим мыло с нуля горячим способом в духовке

Горячий способ отличается от холодного тем, что вы не выкладываете мыльную массу в форму сразу после стадии следа, а варите ее 4-5 часов. А кастильское мыло лучше варить не меньше 5-6 часов.
До стадии следа процесс такой же, как и при холодном способе — взвесить, нагреть, сделать щелочной раствор, влить в масла и перемешивать.

Если вы раньше никогда не варили мыло и собираетесь делать это впервые — внимательно прочитайте мастер-классы по холодному и горячему способу на водяной бане (переход по ссылкам ниже).

Там указан весь необходимый инструментарий и материалы, а также рассказано о мыльном ОБЖ, без знания которого заниматься мыловарением нельзя. Если вы собираетесь впервые варить мыло с нуля, и еще не обзавелись защитой и нужными приспособлениями, пожалуйста, внимательно изучите мастер-класс по холодному способу, технику безопасности, купите все необходимое и только после этого приступайте. Мыловарение предполагает работу с едким веществом — щелочью, ваше здоровье и безопасность, а также здоровье и безопасность ваших близких зависит от того, насколько вы ответственно подходите к процессу.

Также вы найдете там различные тонкости и маленькие хитрости для удобства мыловаров 🙂

Помните, что при расчете для горячего способа лучше брать пережир не сразу, а отдельно. Т.е. выставить на калькуляторе нулевой пережир (хотя лучше всего выставить 1% пережира — для подстраховки) и рассчитать его отдельно, от общей массы масел (обычно это 5-10% для косметического мыла, 1-2% — для хозяйственного). Масла для пережира вливают в самом конце, вместе с эфирными маслами, перед тем, как выложить мыло в форму.

Если вы хотите сделать в конце свирлы, многослойное или мраморное мыло, то лучше варить без добавления отваров, чтобы масса оставалась светлой — тогда ее можно будет окрасить в разные цвета. Если делаете мыло без отвара, только на воде, то разделять жидкость, и доливать постепенно не имеет смысла.

Итак, масла взвешены, щелочной раствор готов. Если варите с добавлением отвара, значит, жидкость разделена пополам, и у вас получился сверхнасыщенный щелочной раствор. Реакция с таким раствором идет быстрее.

50-60 градусов — отличная температура для смешивания при ГС. Допустима разница в 1-3 градуса. Больше — мыло может расслоиться и долго находиться в таком состоянии, не входя в нормальный гель. Помочь может перемешивание блендером на бане, но лучше просто смешивать при одинаковой температуре.

Вливаем щелочной раствор, перемешиваем выключенным блендером.

Перемешиваем массу блендером, периодически выключая и продолжая перемешивание.

При ХС на этой стадии можно делать свирлы.

Достаточно хороший след, но лучше еще поперемешивать.

Прекрасный густой след. Мыло готово отправиться в духовку.

Ложку, которой потом будете перемешивать мыльную массу, удобно держать в пластиковом стакане.

Всю посуду после щелочи моем в перчатках!

Накрываем кастрюлю крышкой и отправляем в духовку. На противень лучше положить чистое полотенце. Во-первых, не помешает преграда между дном кастрюли и металлом, во-вторых, если вы не уследите за мылом, оно начнет уползать из кастрюли, то попадет первым делом на полотенце, которое можно спокойно поменять, тогда как на противне оно моментально начнет гореть. У меня обычно лежит наготове 2-3 полотенца, специально выделенных для этой цели. После духовки они больше ни на что не годятся, так как обжариваются.

Стенки посуды запотевают. Первые 5-15 минут надо следить за мылом, не отходя от духовки, потому что при высокой температуре оно быстро войдет в реакцию и начнет подниматься.

Начинается бурная реакция. Мыло не увеличивается в объеме, а просто поднимается, как молоко. И может сбросить крышку. «Мишкина каша» по-мыловаренчески, в общем 🙂

Поднимается мыло очень быстро, при этом происходит расслоение или «створаживание» массы, это нормальное явление, все так и должно быть. Сейчас нужно не дать ему убежать.

Вот такая «шапка» образуется меньше, чем за 30 секунд. На самом деле, начинать перемешивать нужно, как только мыло начало подниматься, я просто специально хотел заснять этот момент, чтобы наглядно было видно, что происходит.

Вот такое может произойти, если не уследить за мылом в самом начале, когда начинается бурная реакция, или если температура в духовке будет слишком высокой. При съемках ни одно мыло и мыловар не пострадали 🙂 Ситуация была создана специально, все находилось под контролем. Если мыло у вас решило убежать и выползло из кастрюли — не пугайтесь, ловите его и срочно перемешивайте 🙂

Протыкаем «шапку» ложкой. Ни в коем случае нельзя наклоняться над кастрюлей! Из отверстия от ложки бьет горячий пар, который может сильно обжечь лицо.

Мыло нужно перемешать очень тщательно, чтобы расслоившаяся масса стала однородной. Обычно до однородности мыло перемешивается не дольше 2-3 минут. Можно воспользоваться блендером.

Масса стала однородной, можно ставить обратно в духовку.

У меня нет регулятора температуры, поэтому я держу дверцу полуоткрытой, на ширину примерно трех ладоней (35 см). Температура духовки — 80-90 градусов. Я ставлю внутрь термометр, который используется при запекании пластики. Если духовка нагревается сильнее — приоткрываю дверцу шире.
На ближайшие 2 часа — свободное время, можно заниматься чем угодно, например, сделать еще мыло ХС. Или почитать. Обязательно заглядывайте время от времени в духовку, если мыло вдруг начнет снова подниматься — перемешайте его, как раньше. Частое перемешивание не требуется — чем чаще это делать, тем гуще и плотнее становится масса.

Вот так выглядит мыло в геле через 2 часа варки, без долива воды. Масса достаточно густая, но не очень плотная и прекрасно промешивается ложкой.

Через 2 часа можно доливать первую порцию отвара. Часть щелочи уже прореагировала и вступит в реакцию с органикой в гораздо меньшей степени. Лучше всего, чтобы отвар был горячим.

По мере перемешивания после добавления отвара масса становится более жидкой и пластичной. Во время перемешивания на поверхности может образоваться тонкая корочка или небольшие кусочки подостывшего мыла, это не страшно — вмешайте все внутрь массы. Потом снова накрываем кастрюлю крышкой и возвращаем в духовку. Через час можно добавить еще часть отвара. Я обычно вливаю его за 2-3 приема. Если вы отвар не добавляете, то просто перемешивайте мыло примерно раз в 1,5-2 часа.

Вот так выглядит мыло в геле через 4 часа варки. Добавляем еще порцию отвара.

После добавления второй части отвара масса стала гораздо темнее. Ставим его в духовку еще на час.

Вот так выглядит наше мыло после 5 часов варки.

Если необходимо сделать мыльную массу более жидкой и текучей — для свирлов, взбивания и т.п. — этого можно добиться добавлением спирта, настойки или любого алкоголя (коньяка, вина). Вливать алкоголь нужно до пережира и тщательно перемешать. После этого масса становится жидкой и очень пластичной. Однако она вскоре снова начнет густеть, поэтому нужно все делать быстро. Интенсивное перемешивание тоже ускорит загустевание.

Вливаем пережир с уже добавленными в него эфирными маслами (у меня здесь крем). Лучше это делать по частям, чтобы не выплескивать массу при перемешивании. Также добавление пережира по частям позволяет лучше перемешать мыло.

Тщательно промешиваем пережир. Помним, что держать горячую кастрюлю надо рукавицей!

Перемешиваем пережир до конца, всыпаем добавки, если они нужны (глины, скраб, размолотые травы) и тоже тщательно перемешиваем.

Чтобы мыло не застывало слишком быстро, кастрюлю лучше держать на крышке духовки или поставить на водяную баню, чтобы масса не остывала.
В качестве формы можно использовать подручные материалы, например, пакеты от сока и тубы от чипсов — тщательно вымытые, просушенные и протертые спиртом. Для мыла, сваренного холодным способом, такие импровизированные формы лучше не брать — внутри они покрыты алюминиевой фольгой, и если защитная полиэтиленовая пленка на этой фольге окажется прорвана, то щелочь вступит в алюминием в реакцию.

Мыло выложено в формы, теперь накрываем его чистым полотенцем и ставим остывать и застывать на сутки.

На фото не очень хорошо видно, но все же заметно, что верх мыла как бы вдавлен внутрь. Такое происходит, если мыло застывает не при комнатной температуре, а на холоде.

Вот такой брусок получается в форме из пакета.

Из остатков на стенках кастрюли можно устроить художественную лепку по мылу 🙂

Урок 6. Мастер-класс по мылу с наполнителем: мыло-скраб с блестками

Один из вариантов улучшить мыло с помощью дополнительных добавок это сделать мыло-скраб.

Такое мыло обычно изготавливают с использованием скрабирующих компонентов (натуральных или синтетических) с добавлением базового масла, которое благотворно влияет на коже лица.

Для изготовления мыла-скраба понадобятся следующие компоненты и инструменты мыловарения:

  • прозрачная основа для мыла;
  • красители – синий и малиновый;
  • базовое масло – масло календулы;
  • ароматизатор – эфирное масло герани;
  • блестки – синие и красные;
  • скрабирующий компонент;
  • стаканчики (2) и палочка из термоустойчивого материала;
  • формочка для льда в виде цветочков.

Вначале необходимо прозрачную основу нарезать на кубики. Чем меньше кубики, тем быстрее расплавится мыльная основа.

Затем кубики помещаем в термоустойчивый стакан и ставим на водяную баню. Водяную баню можно сделать из небольшой емкости, налив туда воды. В эту воду будет ставиться стакан с основой так, чтобы вода в стакан не попадала. Основу делим на два стакана, поскольку будет два варианта мыла.

Как только основа станет жидкой, в нее добавляется базовое масло (в данном случае масло календулы), ароматизатор (эфирное масло герани) и красители. Затем в оба стаканчика насыпаем примерно одинаковое количество скрабирующего компонента и в каждый стаканчик насыпаем блестки аналогичного цвета.

Затем заливаем основу в формочку, стараясь не оставлять пузырьки воздуха вверху каждого цветочка. Если же пузырьки все же появились, то удалить их можно с помощью спирта, сбрызнув из распылителя по поверхности еще не застывшего мыла.

Затем даем мылу немного постоять. Как только основа немного затвердеет, убираем формочку в холодильник на 10-15 минут. После истечения этого времени достаем формочку и аккуратно выдавливаем готовое мыло из формочки.

Готовое мыло двух цветов хорошо использовать в качестве легкого скраба. Также такое мыло удобно взять с собой в поездку или на природу, где оно будет отличным помощником в борьбе за чистоту и гигиену.

Как сделать мыло с завитками. Мастер-класс

Мыло с завитками сделать проще простого. Сочетания цветов могут быть любыми, но желательно контрастными, чтобы завитки более выгрышно смотрелись в готовом мыльце. Это мыльце (4 кусочка) пойдет на новогодние подарки родным и близким людям женского пола:) Для мужчинок наварила в коричневой гамме.

Что нужно для изготовления мыла с завитками

  • Прозрачная основа
  • Белая основа (или добавить в прозрачную основу диоксид титана)
  • Прямоугольная форма
  • Нож для чистки овощей (от 60 рублей в хозяйственных магазинах)
  • Красители, отдушки, ароматизаторы, эфирные масла
  • Блестки

Процесс изготовления мыла с завитками

У меня будет прозрачное красное мыло с блестками, завитки будут белыми. Но можно использовать любые контрастные сочетания цветов.

Овощным ножом снимаем полосками основу – она сама уже «завивается» при снятии. Если же основа не хочет скручиваться, то можно подкрутить её карандашом. Также можно использовать и обычное мыло, но, для улучшения пластичности и, если будет ломкое, его можно переварить (расплавить в микроволновке на средней мощности) с добавлением 10% (одной десятой части от общей массы мыла) глицерина. Также можно самостоятельно закрутить мыльные полоски, накрутив их на карандаш, гладкую палочку или рукоять от кисточки.

Получается вот такой завиток.

Сложив его пополам и скрутив соответствующим образом легко получить сердечко, что мы и делаем.

Свою прямоугольную пластиковую форму я спалила на днях, поэтому, воспользовалась подручными материалами – коробочкой из под ватных палочек. Парочку отверстий в дне заклеила скотчем.

Наполняем форму так, чтобы когда будем резать на кусочки, завитки и сердечки были порезаны поперек, а не вдоль.

Плавим прозрачную основу. Подробнее о процессе читайте тут и в статье про мыловарение для начинающих.

Когда основа готова, даем её немного остыть, чтобы не расплавила завитки. А пока добавляем блестки.

Добавляем краситель. Перемешиваем.

Ждем, пока немного остынет- это нужно для того, чтобы блестки не осели и чтобы белые завитки не расплавились, я дожидаюсь момента, пока начнет появляться пленочка сверху затем быстро перемешиваю и заливаю.

Когда мыло полностью остынет, разрезаем его поперек уложенных завитков. Вот такое получилось мыльце с завитками.

В упаковке старалась сохранить цветовую гамму, показав, при этом, фактуру самого мыла.

Читайте и другие мастер-классы по мыловарению: