Мастер-класс Мыло с нуля Черная глина. Холодный способ

Мыло с нуля «Черная глина». Холодный способ

Мне хочется показать вам, как я делаю мыло холодным способом. Я заранее рассчитала рецепт на калькуляторе и все подготовила.

Я не стала снимать, как взвешивала на весах масла и все остальные ингридиенты. Рецепт расчитан на 720 грамм готового мыла, при соотношение воды к маслу 33% и пережире 8%. И так вам понадобится:

1. Оливковое масло —183 г (38%).

2. Масло сладкого миндаля — 92 г (19%).

3. Какао масло нераф. — 74 г (15%).

4. Кокосовое масло — 92 г (19%).

5. Пальмоядровое масло — 37 г (8%) Итоговый вес масел — 478 г.

6. Молочная кислота — 14,34 г (3% от веса масел).

7. NaOH Щелочь — 65,38 г + 5,16 г (на нейтрализацию молочной кислоты) Итого — 70,54 г

8. Вода — 157,74 г.

9. Пигменты (я использовала черный и золотой) и черная глина.

10. Масляный экстракт зеленого чая.

Черная глина является отличным средством при борьбе с целлюлитом, активирует процессы жиросжигания и нормализует клеточный обмен, а так же будет оказывать срабящий эффект. А экстракт зеленого чая оказывает антиоксидантное воздействие и защищает кожу от преждевременного старения.

Также вам понадобятся перчатки, очки и распиратор при работе со щелочью. Думаю, подробно писать, что щелочь может быть опасной не нужно, главное — будьте внимательны и осторожны.

Воду лучше предварительно заморозить и взвешивать уже лед. Стакан со льдом я ставлю в емкость, на случай если он лопнет, чтобы щелочной раствор никуда не попал. И начинаю высыпать в него щелочь.

Щелочь начинает быстро топить лед, т.к. при смешение щелочи и воды выделяется тепло. Главное — не делайте наоборот, только ЩЕЛОЧЬ В ВОДУ, а то слишком бурная реакция приведет к нехорошему результату.

После того, как вся щелочь растворилась, добавляю в раствор молочную кислоту, она образует при соединение со щелочью лактат натрия. Он добавит мылу увлажняющих свойств.

После этого в емкость, где стоит стакан, добавляю холодной воды, чтобы остудить раствор. После добавления молочной кислоты он немного меняет цвет. Можно налить воду в емкость сразу, но так как вода была предварительно заморожена, это не обязательно.

Пока я готовила щелочной раствор, у меня топились масла, но масло какао упрямое и топится дольше остальных 🙂 Масла выше 40°C я стараюсь не нагревать, чтобы потом не пришлось их долго остужать. И масло какао буду дотапливать постоянным помешиванием, масла достаточно горячие, чтобы растопить какао, а так оно быстрее растопится.

Когда упрямое какао, наконец, растаяло, я измеряю температуру масла, она 38°C.

Измеряю температуру щелочного раствора, к сожалению, на фото термометр бликует, температура на нём 40°C. ДопустИм и больший люфт температуры масла и щелочи, но мне нравится, когда он не превышает трех градусов.

Раствор щелочи стал прозрачным, и видно, что все кристаллы щелочи растворились, но в масло я все равно выливаю его через ситечко. А вдруг там затесался коварный кристаллик, который делает вид что его нет 🙂

Щелчной раствор сразу оседает на дно.

После чего в дело вступает погружной блендер. Размешиваю я на средней скорости, примерно 10 секунд, несколько секунд перемешиваю выключенным блендером.

Пузырьки образуются если попадает воздух.

И снова размешиваю, но уже на высокой скорости, примерно 10 секунд.

После чего разделяю смесь на три емкости.

И начинаю добавлять всякие полезности и красивости 🙂

В большую емкость я добавила экстракт зеленого чая, примерно 35 капель, и черный пигмент.

В среднюю тоже добавляю экстракт, 25 капель, и золотой пигмент.

А в самый маленький стакан добавляю черную глину.

Сначала я перемешиваю все ложкой, а потом уже блендером, на средней скорости примерно 3-5 секунд.

То же проделываю и со средней емкостью. А вот ту, где добавлена черная глина, я размешиваю стеклянной палочкой, блендер туда просто бы не влез 🙂

И начинаю все выкладывать в деревянную форму, которую я предварительно выстелила пергаментом для запекания. Первый слой я делаю с черным пигментом. А потом добавляю золотого.

Немного массы с глиной

И опять с черным.

И продолжаю заливать в той последовательности которая придет мне в голову. Никакой системы, просто фантазия 🙂

Наконец, масса закончилась. Теперь можно немного порисовать палочкой, а задно и помешать то, что вылито в форму.

Накрываю форму крышкой и жду 🙂 Ждать буду 24 часа.

Форма не обязательно должна быть деревянной, можно использовать силиконовую, даже коробку изпод обуви можно 🙂 Просто недавно я купила себе новые деревянные формы и не могла не испытать их в деле.

Наконец прошло почти 24 часа. Не удержалась и открыла форму на два часа раньше 🙂

Черный пигмент оказался не таким уж и черным после застывания мыла 🙂

Отклеиваем бумагу от формы и убираем стенки. От мыла бумага отделяется без труда, а бока мыла такие гладкие, что его не нужно обрезать.

Теперь его можно и порезать.

На срезе мыло получается таким:

Вот такое мыльце у меня получилось, теперь оно отправится в коробку зреть на две-три недели. Я для этого пользуюсь коробками, которые покупаю в Икее. Они высокие, а ручки дают отличную вентиляцию.После того, как оно созреет, мыло появится на витрине моего магазина.

Надеюсь мой мастер-класс вам пригодится 🙂 Если какие-то моменты остались не ясными, то задавайте вопросы, и я постараюсь на них ответить.

Мыло с нуля, холодный способ, мастер-класс с фото.

Мыльное ОБЖ, к которому мы будем возвращаться неоднократно.

Чтобы сделать мыло «с нуля», понадобится кое-какое «оборудование» и ингредиенты, без которых этот процесс невозможен. Помещение, где вы варите мыло, должно хорошо проветриваться, все поверхности, емкости, приборы, мерные ложки — быть чистыми, а посуда и приборы, которые используются для мыловарения, не должны применяться для приготовления пищи. Щелочь должна храниться в плотно закрытой банке, в полиэтиленовом пакете, на отдельной полке, в недоступном для детей и домашних животных месте.

Если вы еще не обзавелись защитой и нужными приспособлениями, пожалуйста, внимательно изучите мастер-класс, технику безопасности, купите все необходимое, и только после этого приступайте. Мыловарение предполагает работу с едким веществом — щелочью, ваше здоровье и безопасность, а также здоровье и безопасность ваших близких зависит от того, насколько вы ответственно подходите к процессу.

И не забывайте: создание мыла, как и любой вещи, сделанной вручную — очень серьезный процесс, в свое творение вы вкладываете все мысли и чувства, которые испытываете во время работы. Поэтому если вы раздражены, злитесь на что-нибудь или испытываете еще что-то не слишком позитивное, или у вас болит голова — сначала приведите в порядок свой внутренний мир и состояние, и только потом приступайте к работе.

Приготовление мыла холодным способом обычно занимает час-полтора, с учетом мытья посуды. Итак, приступим.

1. Клеенка на стол и пол около стола, на котором все завешивается (если на полу линолеум, то можно не стелить на пол клеенку).
2. Электронные весы с точностью до грамма для взвешивания масел, с точностью до 0,1г или до 0,01 г для взвешивания щелочи. Если вы варите меньше 0.5 кг мыла, то весы для взвешивания щелочи ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть с точностью до 0.1 г.
3. Большой жаропрочный стеклянный стакан с толстыми стенками, емкость для взвешивания щелочи (лабораторный пластиковый стакан, если его нет, то можно использовать одноразовые пластиковые емкости, которые после использования выбрасываются), стеклянная или фарфоровая ложка для завешивания щелочи, стеклянные палочки или лабораторные/медицинские шпатели для размешивания раствора. Я пользуюсь специальной лабораторной посудой — она химически нейтральна и очень удобна для таких целей.
4. Стеклянная кастрюля с крышкой (можно стальную, но стекло все же химически нейтрально, в отличие от металла, если только это не медицинский сплав).
5. Кастрюля под водяную баню (для горячего способа, о котором в следующем МК)
6. Лабораторный или электронный термометр
7. Блендер (используется только для мыла, для приготовления пищи использовать нельзя).
8. Кофемолка (чтобы размолоть травы, или соль для солевого мыла)
9. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Латексные перчатки, респиратор (не марлевая повязка, а именно респиратор для работы с химвеществами!), шапочка на голову (бандана, платок), защитные очки. Желательно также надеть халат или такую одежду, которую можно легко и быстро снять в экстренной ситуации (если вдруг вы выплеснули на себя щелочной раствор).
10. Уксус или раствор лимонной кислоты на случай, если щелочь попадет на кожу (обязательно!)
11. Деревянная ложка для размешивания мыльной массы (я пользуюсь можжевеловой или бамбуковой, они наиболее прочные и устойчивые к щелочной мыльной массе).
12. Емкости для размолотых трав
13. Бумажные полотенца.
14. Формы для мыла. Если нет специальной деревянной формы или силиконовых форм, то ими могут стать силиконовые формы для выпечки, пластиковые банки для пищевых продуктов, баночки от творожков или йоруртов, детские формочки для песочницы, пакеты от сока etc.
15. Пищевая пленка (ее кладут в форму, чтобы потом было проще вынимать мыло)
16. Вазелиновое масло для смазывания формы (если вы не будете вкладывать в нее пленку)
17. Полотенца.

ИНГРЕДИЕНТЫ
1. Растительные масла, самые разные. Если вам не претит — то и животные жиры, они прекрасно подходят для приготовления мыла, как показывает многовековая история мыловарения. 2. Щелочь (гидроксид натрия, он же едкий натр, он же каустическая сода для твердого мыла, гидроксид калия — для жидкого). ПИЩЕВАЯ И КАЛЬЦИНИРОВАННАЯ СОДА, а также ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ПРОЧИСТКИ ТРУБ для изготовления мыла НЕ ПОДХОДЯТ! Щелочь должна быть высокой степени очистки — ХЧ или ЧДА (то есть, химически чистая и чистая для опытов)

3. Эфирные масла и травы, чтобы ароматизировать мыло, а также придать ему дополнительные свойства.

4. Глины (черная, голубая, зеленая, белая, красная, желтая) — чтобы подкрасить мыло, а также сделать его скрабовым. Эффект скраба и пилинга мылу придают также размолотые растения, размолотые оливковые, абрикосовые или виноградные косточки, нутовая мука, кофе мелкого помола, какао-порошок.

5. Воск (пчелиный или растительные) — они придают мылу дополнительную твердость, а также не дают образоваться на готовом мыле содовому осадку. Также можно использовать стеариновую кислоту, она помимо всего повышает стабильность пены.

6. Вода — я пользуюсь или родниковой, или бутилированной, или минеральной. Воду можно заменить отварами, гидролатом или молоком — но при ХС это дает, в основном, только цвет, поскольку органика реагирует со щелочью, и исходного вещества не остается. Щелочной раствор на отваре сказывается на цвете мыла, как и молоко, если его не замораживать.

7. Красители — хлорофилл, спирулина, марена красильная, порошки-экстракты из скорлупы каштана, шкурок черного винограда, коры кампече, сахара, аннато и др., красители СО2, глины, сок пертрушки или крапивы, облепиха.

Каждое масло обладает своими свойствами именно для мыла. Какие-то масла делают мыло твердым, какие-то в больших количествах сделают его мягким, как пластилин, поэтому нужно тщательно выверить состав. Например, кокосовое масло не только делает мыло твердым, но и способствует образованию пушистой крупной «пузырчатой» пены, благодаря касторовому маслу пена получается мелкой, нежной и плотной (но пенообразующим касторовое масло не является, оно пеностабилизирующее), оливковое масло почти не дает пены (если варить на чистом оливковом масле), в смеси с дрегими — даст пену шелковистую и очень мелкую, а масло ши превратит мыло в поистине волшебное средство для мытья. Оливковое масло — на мой вкус — лучше всего брать EV. Помас после нескольких проб мне не понравился. Оливка Extra Virgin — фаворит. Из оливковых я использую Terra Delissa, Basso, Cortyo de Gobantes, Ionica.
Для каждого масла существует свой коэффициент омыления (SAP), поэтому необходимо тщательно рассчитать необходимое количество щелочи и жидкости. Воск также берется в расчет. Можно рассчитать как раньше, вручную, по формуле, а можно воспользоваться калькулятором щелочи, благодаря которому расчет делать просто и быстро. Есть как англоязычные версии, так и русскоязычные. Также есть понятие «пережир» (суперфат (SF) на английских калькуляторах). Это процент неомыляемых жиров, которые не вступят в реакцию со щелочью. При ХС его закладывают в расчет сразу, при ГС — рассчитывают отдельно, от общей массы масел. Во втором случае масла для пережира вводятся перед тем, как готовое мыло закладывается в форму. Обычный процент пережира — 7-10. Я в некоторых случаях делаю 15 — когда нужно мыло для очень сухой и чувствительной кожи.

Итак, все подготовлено, масла выбраны, щелочь и вода рассчитаны, можно начинать. Помните про ОБЖ — работать со щелочью нужно в респираторе, резиновых перчатках и защитных очках!

Мыло, участвующее в фотосессии — «Закат в пустыне». Хотя некоторые фото из другого процесса, в силу лучшего качества
Масла: ши нерафинированное, какао нерафинированное, кокосовое и касторовое. Пчелиный неотбеленный воск. Щелочной раствор сделан на отваре африканских лекарственных и ароматических растений (описание есть у меня на галерее, если кого-то заинтересовали подробности об этих растениях). Дополнительные компоненты для скрабовой части (они же выполняют и роль красителя): красный сандал, размолотые корни и кора африканских лекарственных и ароматических растений.

Взвешиваем компоненты. Лучше всего в первую очередь растопить твердые масла и воск, а жидкие масла добавить позже, чтобы охладить массу до нужной температуры. Для взвешивания масел перчатки и респиратор с очками не нужны, но держите их под рукой, скоро они нам понадобятся. Масло ши. В данном случае — это нерафинированное масло из Мали.

Воск пчелиный неотбеленный. Вместо воска можно взять стеариновую кислоту.

Взвешиваем щелочь и необходимое количество жидкости (воды, молока, отвара трав). Часть жидкости можно предварительно заморозить, чтобы при растворении щелочи раствор был не слишком горячим. Если делать мыло на молоке, то молоко обязательно нужно заморозить, иначе реакция будет очень бурной и очень неароматной А также мыло впоследствии потемнеет. Удобнее всего сначала сделать щелочной раствор, а пока он будет остывать, подогреть масла до нужной температуры.

Сн ова ОБЖ! Не забывайте о технике безопасности — работайте в перчатках, респираторе, защитных очках и при открытом окне!
Полное боевое облачение истинного мыловара выглядит так:

Лабораторный стакан из специального химически нейтрального пластика для взвешивания щелочи. Удобнее всего брать стакан на 450 мл. Но если отдельного стакана для щелочи нет, то нас спасут одноразовые пластиковые емкости.

Ставим банку со щелочью на одноразовое полотенце — если с крышки на стол попадет щелочь, она останется на полотенце. Если шаг весов позволяют, то используем фарфоровый стакан. Щелочь взвешиваем на точных весах, с погрешностью не больше 0,1г.

Если шаг весов не позволяет, или специального стакана для взвешивания щелочи нет, можно использовать пластиковые одноразовые емкости.

При взвешивании держим банку со щелочью над емкостью, щелочь набираем ложкой и аккуратно высыпаем в банку. НЕЛЬЗЯ насыпать щелочь через верх банки! Не наклоняйтесь посмотреть, как она там, в банке — мелкая щелочная пыль может попасть на неприкрытые участки кожи. Если это произойдет, смойте щелочную пыль очень слабым раствором лимонной кислоты, а затем — большим количеством воды.

Щелочь взвешена. Закручиваем крышку, убираем банку. Лучше не оставлять ее на столе. Если будете варить еще мыло, всегда можно снова достать банку, она в пределах квартиры, вряд ли до нее нужно будет мчаться на оленях Мерную ложку заворачиваем в одноразовое полотенце и относим в раковину.

Стакан с жидкостью удобнее всего поставить в раковину и постепенно, постоянно помешивая раствор, всыпать щелочь. ВАЖНО: щелочь всыпается в воду, а не наоборот!
Не наклоняйтесь над стаканом, чтобы щелочные пары не попадали на кожу! Если это произойдет, промойте эти участки кожи очень слабым раствором лимонной кислоты, а затем — большим количеством воды.
В раковину можно пустить холодную воду, чтобы раствор охлаждался и не вскипел. Если вы делаете мыло с шелком, то вода не нужна, раствор должен быть очень горячим, чтобы шелк растворился.

Если в растворе остались нерастворенные частицы (это бывает со щелочью чешуйками, могут попадаться включения, которые не растворяются), то процеживаем ее через марлю. НЕ используйте алюминиевые ситечки — щелочь вступает с алюминием в реакцию! Никакие приспособления из алюминия, в том числе — фольга, формочки для выпечки и т.п. при приготовлении мыла не применяются.

Щелочь остывает или в ней растворяется шелк, возвращаемся к маслам.
Ставим посуду с твердыми маслами и воском на минимальный огонь (или на водяную баню), чтобы они расплавились до жидкого состояния. Если в мыле присутствует воск, то в случае перегрева масла нужно охлаждать только помешиванием, а не ставить емкость в холодную воду — воск застынет и осядет на стенках, придется снова разогревать масла.

Постепенно твердые масла и воск растапливаются. Если их постоянно помешивать, то процесс пойдет быстрее. Не нужно греть масла до полного растопления, достаточно, чтобы жидкой стала половина или две трети массы. Остаток расплавится уже за счет достигнутой температуры. Когда твердые масла растопились, вливаем жидкие, уже без подогрева.

Замеряем температуру щелочного раствора (помним про ОБЖ — не наклоняемся над стаканом!). Оптимальная температура для смешивания — от 30 до 70 градусов. 30-40 градусов — температура, при которой смешивают массу для свирлов. При смешивании на более высокой температуре масса быстро входит в густой след, а также быстрее входит впоследствии в гель, если мы будем проводить через него мыло. Масла и щелочной раствор должны быть одной температуры (допустима разница в 1-3 градуса, если разница будет больше, то масса может расслоиться, и тогда спасет только ГС).

Замеряем температуру масел.

Когда одинаковая температура масел и щелочи достигнута, щелочной раствор вливается в масла, которые надо при этом постоянно помешивать. Удобнее всего делать это выключенным блендером. Пустой стакан от щелочи отставляем в раковину. Защиту пока не снимаем.

При вливании щелочного раствора мыльная масса мутнеет. Сначала размешиваем ее ложкой.

Или выключенным блендером.

А теперь включаем блендер. Перемешивая, надо делать перерыв и мешать какое-то время вручную, чтобы не перегреть блендер и не пропустить момент, когда масса будет готова. Процесс может занять от 5 до 15 минут, в зависимости от объема и состава (у меня рекорд 7 минут, до 15 никогда не дотягивал )

Постепенно масса начинает густеть.

Когда мыло достигнет «стадии следа», можно переставать мешать. «Стадия следа» — это когда мыльная масса, медленно стекая с блендера или ложки (а при очень «плотном» следе масса даже не стекает, а остается на блендере), , оставляет на поверхности нерастекающиеся капли. СЕйчас уже можно снять защиту — кроме перчаток, поскольку в мыле ХС предостаточно свободной щелочи.

Стадия хорошего, густого следа. Сейчас самое время ввести желаемые добавки: эфирные масла, травы, глины etc. Эфирные масла взвешиваются на весах, как и все остальное, в отдельном флаконе или стаканчике, затем разводятся в небольшом количестве базового масла либо полисорбата, и слегка подогреваются (совсем немного!). Влив эфирные масла, быстро перемешайте мыльную массу блендером, а при очень густом следе лучше промешивать ложкой.

Можно сделать многослойное мыло. Для этого разделите массу на нужное количество частей, одну оставьте без добавок, во вторую добавьте глину одного цвета, в третью — другого (либо травы).

Здесь одна часть мыла без добавок, во вторую добавлен красный сандал, в третью — смесь из размолотых африканских растений и красного сандала. Смешав все с выбранными добавками, выложите мыло слоями в подготовленную форму.

Верхний слой можно сделать узорчатым — вычертив палочкой разнообразные разводы и завитушки.

Выложив мыло в форму, прикройте ее крышкой или закутайте полотенцем. Я обычно подогреваю духовку, выключаю, и ставлю туда завернутое в полотенце мыло — проходить гель (кроме мыла на молоке, его не стоит вводить в гель, молочное мыло лучше убрать в холодное место, чтобы избежать геля — так оно останется светлым).

Этот процесс может занимать несколько часов, мыло становится жидким и сильно нагревается, поэтому будьте осторожны, не тыкайте в массу пальцем

Когда мыло прошло гель, его можно вынуть из духовки и оставить на сутки в форме, твердеть.
Через сутки выньте мыло из формы, разрежьте на куски, разложите на удобной поверхности (я использую большую буковую доску), прикройте чистым полотенцем и оставьте на несколько дней сохнуть. Через несколько дней заверните мыло в пергамент и оставьте зреть на 4-5 недель. Кастильское мыло, в котором содержание оливкового масла от 70 до 100%, зреет 6 месяцев и дольше.
Недозревшим мылом, конечно, можно пользоваться, но оно будет слишком щелочным и станет сильно сушить кожу — масла еще не пройдут омыление, и в мыле останется непрореагировавшая щелочь. Может возникнуть раздражение. Поэтому лучше подождать, пока процесс завершится, и получить прекрасное нежное натуральное мыло!

1. Эфирные масла. Они должны быть качественными, т.е., купленными в нормальном магазине, который специализируется на этом, а не в аптеке. Количество эфирных масел на кг базовых масел у меня — от 50 до 100г, в зависимости от того, какие это масла. ЭМ жгучих пряностей (корица, перцы, кардамон, имбирь и т.п.) берется в целом 50 г (не забывайте о ТБ при применении эфирных масел, например, эфирного масла корицы в этой смеси не должно быть более 1-2%, т.е., 0,5-1,0 г ). В этом случае вы получаете и аромат, и дополнительные свойства, которые придадут мылу эфирные масла. Как говорилось в одном бородатом анекдоте — «евреи, кладите больше заварки»

2. Глины, сухое молоко, фруктовые пудры и другие порошки. Если мыльная масса слишком густая, то промешать сухую глину, сухое молоко и т.п. будет сложно, останутся комочки. Поэтому предварительно диспергируйте вводимый порошок в небольшом количестве масла, воды или глицерина, чтобы получилась однородная густая паста (для лучшего перемешивания используйте миксер). Так глина (сухое молоко, фруктовая пудра etc) не образуют комочков в массе и быстро перемешаются.

3. Размолотые травы. Травы придают мылу скрабовые свойства. Они гораздо мягче по действию, чем скраб из косточек, например, особенно если их не только размолоть, но и просеять через мелкое сито. Также размолотые травы перед добавлением в мыло можно распарить (залить кипятком, хорошо перемешать, чтобы получилась травяная «паста», закутать во что-нибудь и оставить постоять несколько часов). Скраб из распаренных травя мягче и приятнее.

4. Можно сделать любое мыло ХС безгелевым способом, особенно если вы добавляете эфирные масла цитрусов или какие-либо красители, которые чувствительны к высоким температурам. Безгелевое мыло будет дольше зреть (лучше выдержать его не меньше 2 месяцев), а также, по отзывам, оно сильнее размокает, чем то, которое прошло гель.

Помимо холодного существует также горячий способ создания мыла. О нем — в следующем мастер-классе

Мастер-класс Мыло с нуля Черная глина. Холодный способ

Перед началом работы обязательно прочитайте о мерах безопасности при работе со щелочью, т.к. работать вам придётся с очень едким веществом!

ОБОРУДОВАНИЕ И ПОСУДА:

Помимо очков, резиновых перчаток и респиратора, Вам понадобится:

  1. Весы с точностью 0,1 гр.;
  2. Большая (на 1,5-2 литра) кружка из химически устойчивого пластика, либо большая кружка из толстого стекла для приготовления щелочного раствора. В нем Вы будете отмерять воду и растворять щёлочь;
  3. Одноразовый пластиковый контейнер объёмом 200-250 мл., пластиковая ложка — для взвешивания щёлочи, пластиковое ситечко — для процеживания щелочного раствора;
  4. Две кастрюли (стальные, керамические или стеклянные) – для горячего способа приготовления мыла (будет позже) или пластиковые емкости (ведёрко, высокая миска для взбивания продуктов и т.п.) объемом 2-4 литра, для взвешивания масел и смешивания мыльной массы.
  5. Блендер (настоятельно рекомендую использовать его только для мыловарения)
  6. Лабораторный термометр (с температурной шкалой до 100 °С). Я варю мыло часто и мне удобнее пользоваться двумя, для измерения температуры щелочи и масел, но для начала достаточно и одного;
  7. Пара силиконовых ложек, обычная столовая ложка (для взвешивания твёрдых масел);
  8. Пара небольших емкостей (для разведения глины, спирулины и пр., если Вы решитесь сделать мыло с несколькими ингредиентами);
  9. Бумажные полотенца или салфетки (на случай «пролили, вымазали», что бы не хвататься за кухонное полотенце или кухонные занавески)) ;
  10. Форма для мыла (деревянная, пластиковая или силиконовая). Поставьте ее сразу в удобном месте, что бы ни метаться потом по кухне с мыльной массой в одной руке и формой — в другой.
  11. Девятипроцентный уксус или раствор лимонной кислоты для нейтрализации пролитой щелочи (тьфу-тьфу-тьфу);
  12. Халат (фартук), резинка для волос;
  13. Хорошее настроение.

ИНГРИДИЕНТЫ:

  1. Масла растительные и (или животные): в зависимости от состава масел и добавок Ваше мыло приобретает те или иные свойства;
  2. Щёлочь натриевая (она же — едкий нарт, она же — каустическая сода, она же — гидрооксид натрия). На банке должна стоять маркировка ЧДА (чистая для анализов), либо, как в моём мастер-классе, ХЧ (химически чистая). Обе эти щёлочи — высокой степени очистки. Вещества, содержащие щёлочь (типа «Крот»)- не подойдут для изготовления натурального домашнего мыла!
  3. Натуральные красители: водоросли, глины (кроме альгинатных), соки, травы, экстракты, скрабы и пр. В данном мастер-классе будем использовать спирулину и красную глину.
  4. Чистая вода (дистиллированная, бутылированная, минеральная), отвары, молоко, соки, пиво, вино — на Ваш выбор)))

Предлагаю Вам для первого раза рецепт твёрдого мыла со спирулиной и красной глиной, имеющего крупную, обильную пену, для любого типа кожи.

РЕЦЕПТ (на 1,5 кг масел):

Бабассу – 150 гр. (10%)

Оливковое масло- 300 гр. (20%)

Вода- 450 гр.

Щёлочь- 216,8 гр.

Так же приведу рецепт на 500 гр. масел:

Пальмовое масло — 100 гр.

Пальмоядровое масло — 175 гр.

Оливковое масло — 100 гр.

Миндальное масло — 75 гр.

  1. Выгнали из кухни всех домашних, отключили телефон, присели и успокоились, подумали о чём-нибудь позитивном ( например, о том, что Вы пойдёте совершать маленькое чудо)))

Примерно вот такое:

2. Отмеряем ТВЁРДЫЕ масла (бабассу, пальмовое и пальмоядровое) в ёмкость, в которую будем в дальнейшем добавлять щелочной раствор.

Предварительно рекомендую взвесить ёмкость и записать её вес на листочке. В дальнейшем объясню, для чего Вам это надо.

Отмеряем масла по порядку, не забывая обнулять весы перед каждым маслом

А теперь проверяем, не забыли ли мы отмерить какое-либо масло и правильно ли мы всё отмерили. От полученного веса отнимаем вес тары и получаем сумму твёрдых масел. Вот для этого мы в самом начале записали вес тары.

1335 гр. (общий вес твёрдых масел) — 360 (вес тары) = 975 гр. (вес твёрдых масел по-рецепту)

3. Взвешиваем в другой ёмкости ЖИДКИЕ масла (миндальное и оливковое), не забывая взвесить и записать вес самой ёмкости.

Что бы исключить перелив второго жидкого масла в первое, рекомендую вливать его очень осторожно не из банки, а наливая его через ложку, так вы сможете вовремя остановиться и исключите его перелив.

Взвешивает общую массу жидких масел, отнимает вес тары и проверяем, правильно ли мы отмерили жидкие масла.

ВАЖНО. Не путайте миллилитры и граммы. Один литр масла не будет равен килограмму, а меньше в зависимости от наименования масла.

4. Отмеряем жидкость в жаропрочной кружке, в которую будем позже всыпать щёлочь. Отливаем грамм 20-30 в отдельный стаканчик. Эта жидкость нам понадобится для растворения глины и спирулины.

5. Надеваем защиту: очки, респиратор, перчатки. Открываем, по-возможности, окошко или форточку.

Застилаем поверхность весов бумажной салфеткой.

6. Отмеряем в пластиковый контейнер щёлочь пластиковой ложкой, наклоняя банку со щелочью над контейнером, стоящим на весах.

Будьте аккуратны и внимательны! Просыпанные кристаллы щёлочи могут попасть на кожу и вызвать ожог. Поэтому держим под рукой пульверизатор с раствором уксуса или лимонной кислоты.

Закрываем банку со щёлочью и сразу же убираем её подальше. Салфетку убираем с весов в пакет и оставляем около мусорного ведра.

7. Не снимая защиты, ставим ёмкость с водой в раковину, наполненную холодной водой ( я ставлю в раковину) и ПОСТЕПЕННО помешивая пластмассовой ложкой, ВЫСЫПАЕМ В ВОДУ ЩЁЛОЧЬ (ни в коем случае не наоборот. ). Температура раствора может подняться до 100 С. Не стоит сразу высыпать всю щёлочь одномоментно. Она может закапсулироваться и прикипеть ко дну. Растворить ее полностью будет проблематично. Поэтому не торопитесь! Никто никуда не убежит)))

В момент растворения щелочи происходит её испарение, поэтому, даже в очках и респираторе, не стоит наклоняться над раствором. Температура раствора может достигнуть 100 С и выше.

8. Теперь можете на время снять респиратор и очки, оставив перчатки. Идём топить твёрдые масла на водяной бане. Это можно сделать и в микроволновой печи, но я предпочитаю баню, так как легче отслеживать состояние масел и вовремя их снять, не перегревая. Если большая части масел уже растопилась, можно снимать масла с бани, остаток растопится постепенно.

9. Соединяем вместе твёрдые и жидкие масла. Вот тут-то я и пропою оду силиконовой ложке! Она позволяем максимально избежать потери масел (а это м.б. 4-10 грамм!), буквально «вылизывая» поверхность посуды. Мои лучшие ей рекомендации)

10. Ждём, когда температура щелочи и масел станет примерно одинаковой (разница в 2-3 С допустима). Одинаковая температура смешивания важна в технологии изготовления мыла. Масса не расслоится и быстро войдёт в след. Температура 40-60 С вполне подойдёт. У нас получилась чуть ниже.

11. Пока остывает щелочной раствор, приготовим добавки в наше мыльце.

В зависимости от желаемой интенсивности запаха можно взять от 30 и больше миллилитров эфирного масла. У меня это будет масло герани. Отмерьте сразу необходимое количество в чашечку, чтобы удобно было вводить его в массу.

Растолчём в пыль таблетки спирулины (я покупаю её в аптеке) и растворим в небольшом количестве воды, заблаговременно отлитой до растворения щелочи (см. п. 4).

В оставшейся воде тщательно растворяем глину. Нет чётких рекомендаций по проценту ввода глины. По-моему мнению, глины много не бывает (в пределах разумного, конечно). Для данного мыльца я взяла грамм 50, не больше, т.к. окрашиваю не весь объем мыльной массы, а только часть (примерно 1/4 часть).

Вообще, я специально ввела в состав мыла спирулину, чтобы оттенить «благородный какашечный цвет» различных оттенков, который в основном дают глины. Но отказаться от глин я не могу, так как в мыле мне они особенно нравятся при использовании.

Вы можете изготовить своё первое мыло без добавок, если неуверенны. Тогда просто пропустите этот пункт и переходите к следующему.

12. Снова надеваем очки и респиратор.

Теперь нам понадобится блендер.

Вливаем, постоянно помешивая, ЩЕЛОЧНОЙ РАСТВОР В МАСЛА через пластиковое ситечко, чтобы исключить попадание нерастворённых кристалликов щёлочи в мыльную массу. Можно помешивать силиконовой ложкой, а можно и выключенным блендером.

Включаем блендер и вымешиваем примерно минуту-две, затем мешаем выключенным блендером 2-3 минуты и так, чередуя помешивания и вымешивание блендером.

Мыльная масса мутнеет:

Ждём наступления стадии следа. Обычно след наступает через 5-15 минут.

След- это загустение мыльной массы настолько, что капли мыльной массы, попадающие на её же поверхность в кастрюле, оставляют чёткий, видимый след.

Лёгкий след:

Хороший, толстый след:

13. Как только Вы увидели след — перестаём мешать. Снимаем защиту, оставив перчатки.

14. Добавляем в мыльную массу эфирные масла и тщательно вымешиваем силиконовой ложкой.

15. Отливаем примерно по ¼ мыльной массы в две разные ёмкости. В одной растворяем глину, в другой — спирулину. Стараемся не мешкать, т.к. мыльная масса постепенно густеет.

И пропускаем этот пункт, если мыло Ваше будет без добавок.

16. Выкладываем слоями в заранее приготовленную форму. Это может быть деревянная форма, силиконовые формочки, или пакет-тетрапак из-под сока (1-1,5 литра) с отрезанной одной из стенок.

Если Вы после каждого слоя наклоните форму вправо или влево, может получиться необычный рисунок.

После выкладывания каждого слоя форму необходимо отстучать (стукнуть несколько раз о твёрдую поверхность), чтобы выпустить пузырьки воздуха и уложить мыльную массу.

Украшаем верхушку при помощи вилки, палочки и фантазии.

Можно использовать силиконовые формы или пластиковые:

17. Накрываем форму крышкой, или затягиваем плёнкой. Отправляем форму в тёплое место для прохождения стадии геля.

Моя деревянная форма в духовку не вмещается, поэтому я ее ставлю на тёплый пол в ванной. Это может быть и батарея.

Силиконовые формочки я затяну плёнкой, закутаю в полотенце и помещу в разогретую до 50 С и ВЫКЛЮЧЕННУЮ духовку на 3-5 часов.

Не пугайтесь, если форма сильно нагреется, и не тычьте в мыльную массу пальцем, можете обжечься — это и есть гель.

Стадия геля (обратите внимание, масса стала немного прозрачной, похожей на гель) :

Вот более наглядный пример начинающегося геля в мыле из другой партии:

Оставляем мыло в формах до полного остывания и затвердения. В зависимости от рецепта, это может занять от 3-4 часов до 3-4 суток (а может и недели-двух).

Наше мыльце застынет быстро.

Через 12 часов олучилось именно то, о чём мы и мечтали))):

А вот оно на сайте клик

В комментариях жду ваших вопросов и отзывов!

Приятного Вам мыловарения.

Елена Малеева

В нашем магазине можно приобрести готовый набор для изготовления мыла с нуля. Все компоненты отмеряны на высокоточных весах. Набор красиво упакован, что делает его отличной идеей для подарка.