Мастер-класс Мини-МК по кулону в технике сутажной вышивки

Мини-МК по кулону в технике сутажной вышивки

Доброго времени суток всем заглянувшим 🙂

В своем предыдущем мастер-классе ( http://www.livemaster.ru/topic/353217-kulon-v-tehnike-sutazhnoj-vyshivki?vr=1&inside=1 ) я ооочень подробно описывала все азы техники сутажной вышивки, фотографировала каждый стежок и детально объясняла все, что связанно с материалами. Поэтому в этот раз, я решила просто вкратце поделиться с вами этапами создания очередной работы. Именно поэтому я не стала обозначать сложность, как «легкая», так как новичку, не имеющему представления о сутажной вышивке, придется, хотя бы краем глаза, заглянуть в предыдущий подробный МК. Но, справедливости ради, нужно заметить, что этот кулон делается намного быстрее и проще предыдущего 🙂

Начну с того, что мне невероятно повезло с сутажом. Этот металлизированный черно-золотой сутаж лежал у меня уже очень давно, но только сейчас попался камень, который просто попросил его, в качестве своей оправы. Сутаж оказался фантастически легким и приятным в работе. В основном из-за того, что внутри оплетки у него черное основание, и, как следствие, ему не страшны случайные проколы, кроме того, он оказался удивительно мягким, как шелковый сутаж, но при этом, в отличие от шелкового собрата, не заламывался на сгибах — те, кто уже работал с сутажом, меня поймут, о сутаже такого качества других цветов остается только мечтать.

Еще из материалов я использовала чудесный кабошон спектролита (лабрадорита), а также латунную фурнитуру цвета античной бронзы: пару чуть изогнутых рельефных дисков с дырочкой в центре, витую цепочку, филигрань и бейл.

В качестве основы для наклеивания кабошона в этот раз я использовала фетр (о том, как достичь наилучшего сцепления, читайте. правильно в предыдущем МК).

Теперь строго через бороздку сутажа пришиваем вокруг кабошона один слой:

Сшиваем концы между собой, как всегда, через бороздку:

И пришиваем оставшиеся два слоя сутажа к первому. Тут стоит обратить внимание на то, чтобы все три слоя сутажа лежали «елочкой» (рисунком на оплетке) в одном направлении:

На этот раз сшиваем вместе все шесть кончиков сутажа, пройдясь пару раз туда и обратно, чтобы место стыка было крепким и не разъезжалось, если потянуть за концы в разные стороны:

Теперь обрезаем излишки фетра:

Если честно, на этом этапе я понятия не имела, что будет дальше. Среди разных вариантов, мне на глаза попались изогнутые рельефные диски цвета античной бронзы с дырочками в середине. Приложив их, я поняла, что если обогнуть их сутажом под определенным углом, кулон приобретает форму сердца:) Диски и определили весь дальнейший облик кулона:

Диски я пришила через центральное отверстие, проходя иглой между слоями сутажа на лицевую сторону, а с изнанки использовав бисеринку. А затем сшила вместе концы сутажа, придав им нужный мне изгиб. В нижней части, где этому не мешали диски, концы сутажа я также пришила между слоями к основной части кулона. А кончики расплющила и чуть-чуть обработала клеем, чтобы не крошились:

Теперь по периметру кулона пришиваем цепочку. Делаем это так же, как мы бы пришивали бисер — через один верхний слой сутажа. А затем, поверх цепочки пришиваем бейл:

Ну вот и все, осталось только оформить изнанку. По форме мне для этого отлично подошла филигрань, и я решила использовать ее вместо традиционной кожи. В первую очередь я придала ей нужные изгибы с помощью плоскогубцев. А затем решила закрыть центральную дырочку, пришив бисеринку изнутри, чтобы она не царапала кожу:

Осталось только пришить филигрань и радоваться, получившейся красоте)))

Буду очень рада, если кому-то мой краткий обзор окажется полезен:) Всех с наступающим новым годом, вдохновения вам и красоты!

Создаем кулон «Сладкий восток» в технике сутажной вышивки

Время работы: 1 день

Материалы: сутаж, бисер, гранёные бусины, жемчуг swarovski, мононить, иглы для бисера, натуральная кожа, тонкогубцы, бокорезы

Со слов автора. В этом мастер-классе я покажу основные моменты работы с жестким сутажом, дам несколько своих приемов, которые помогут улучшить качество работ начинающим мастерам. Для более опытных мастеров приведу подробную схему и порядок сборки украшения из отдельных элементов. Хотя и новички при определенном усердии тоже, я уверена, смогут выполнить весь объем работы!

Для работы нам потребуется:

  • Сутаж 4 цветов;
  • граненые бусины рондели 2,4 и 6 мм;
  • жемчуг Swarovski 4 мм;
  • бисер Toho 11/0 и 15/0;
  • небольшой отрезок натуральной кожи;
  • бисерные иглы (несколько штук, с запасом);
  • мононить 0,13 и 0,15;
  • тонкогубцы;
  • бокорезы;
  • клей Момент кристалл.

1. Возьмем 3 отрезка сутажа (коричневый, бежевый, светло-бежевый) по 13 см. Сложим их, совмещая по центру.

И тут же обращаю внимание — выбираем сразу направление «елочек» на сутаже (видно на первом фото), и в течение всей работы будем складывать сутаж, соблюдая это направление. Это даже не хитрость, не секрет и никакой не лайфхак. На мой взгляд, это должно быть первое правило в работе с сутажом (любого качества), если вы хотите получить четкие и ровные линии.

Шить сутаж мы будем мононитью 0,13. Берем отрезок удобной длины, вставляем в иголку. Зажигалкой на конце нити делаем небольшой шарик, чтобы закрепить нить в сутаже.

Брошь кулон сутажная золотая голубая Сваровски Царское село NataliaLuzik

Сложив сутаж пополам, отступаем от середины вправо около 0,5 см. Оставив шарик внутри петли, проходим иглой через все слои сутажа туда-обратно. Сильно не затягиваем.

Берем бирюзовую бусину 6 мм. Вшиваем ее, плотно обернув сутажом и пройдя иглой через бусину минимум 4 раза. Если игла застревает в сутаже, тонкогубцы помогут с этим справиться. Бережем пальчики, они нам дальше еще пригодятся 🙂

Выводим иглу по диагонали, как показано на фото.

Далее проходим иглой 3-4 раза через все слои сутажа, не затягивая. Теперь плотно зажимаем сутаж пальцами в месте прохода нити и затягиваем ее. Таким образом у нас получится не перетянутое и ровное соединение, и не порвется нить, что часто бывает в работе с жестким сутажом.

Оцениваем место соединения. Если сутаж расходится, повторяем предыдущие действия еще раз.

Проходим вокруг бусины несколькими стежками, закрепляя между собой слои сутажа.

2. Выводим иглу, как показано на фото. Вшиваем бирюзовый бисер, стараемся не оставлять зазоров.

А вот теперь, внимание, лайфхак. Не люблю это слово, но здесь оно точно описывает маленькую хитрость, которая легко снимает большую проблему!

Выводим иглу на изнанку. Зацепляем буквально несколько нитей сутажа и чуть-чуть (не сильно!) стягиваем его внутренний край. Сделать это нужно точно позади каждой бисеринки. Все! Теперь наш бисер не пляшет и не тонет в слоях сутажа. Можно еще перед этим дополнительно изнутри пройтись иглой по бисеру, чтобы выровнять линию. На двух бусинах эффект не сильно заметен. А когда нужен более длинный ряд бисера, тут результат на лицо.

И еще одно замечание. Эта хитрость применима для сутажа жесткого и средней жесткости. Как поведет себя мягкий атласный сутаж, я не знаю, так как с таким не работаю. Если кто-то попробует на мягком, делитесь результатом эксперимента!

Повторяем все симметрично с другой стороны бусины. И еще то же самое 3 раза 🙂 В итоге получаем 4 одинаковых элемента.

3. Начинаем собирать серединку нашего кулона.

Примерно прикидываем, в какой точке должно пройти соединение элементов. С изнанки, захватывая 2 слоя сутажа (сразу все 3 — неудобно), фиксируем детали парой стежков. Больше не нужно. Соединение должно быть слегка подвижным, чтобы потом можно было сдвинуть элементы и исправить возможную асимметрию.

Поочередно соединяем по кругу все 4 детали.

4. А теперь начинается самая неудобная часть всей работы. Набираемся терпения и приступаем — результат того стоит.

Для начала берем красную бусину 4 мм и 2 отрезка сутажа (красный и бежевый) по 7 см. Повторяем для них пункт 1.

Далее прикладываем получившуюся деталь между двух элементов серединки, и пришиваем ее в несколько стежков, каждый раз выводя иглу на лицевой стороне строго между слоями сутажа.

Заводим свободные концы сутажа за красную бусину и, согнув их от центра, сшиваем в месте сгиба. Не забываем проверять соединение, чтобы не расходилось. Отгибаем 3 слоя сутажа и вшиваем золотистый бисер, формируя парой стежков ровный завиток.

Закрепляем завиток, проходя иглой между слоев сутажа. Бокорезами отрезаем наискосок лишние концы сутажа близко к шву. Использую именно этот инструмент, так как он позволяет максимально срезать все ненужное, а срез получается намного ровнее, чем ножницами.

Аккуратно, чтобы не задеть ничего лишнего, подплавляем зажигалкой срез и еще горячий слегка прижимаем его пальцем.

Повторяем с другой стороны. Концы сутажа от красной бусины обрезаем и подплавляем, как показано на фото. Сутаж должен перекрыть середину.

Поочередно повторяем по кругу. На изнанке лишние концы сутажа обрезаем, как показано на фото ниже, вплотную друг к другу. Лишнего свободного пространства оставаться не должно. И получаем уже хороший такой намек на достойный результат.

Теперь можно немного выдохнуть и сходить поставить чайник 🙂

5. С изнанки закрепляем нить и выводим иглу, как показано на фото. Берем 3 отрезка сутажа (коричневый, красный, бежевый) и, отступив от края 1,5-2 см, начинаем вшивать коричневый бисер. Иглу при этом удобнее выводить с изнанки.

Должно поместиться 5 бусин, в центре оставляем расстояние для жемчужинки. Выходим на изнанку, закрепляем бисерный ряд.

Мы вернулись к началу ряда. Обратите внимание, бисеринку, которую мы вшивали первой, почти не видно, но она важна — помогает расположить продолжение линии без «провалов». Концы сутажа закрепляем по центру между элементов нашей серединки. Повторяем симметрично с другой стороны. В середину вшиваем жемчужинку.

Соединяем свободные концы сутажа. Отгибаем на изнанку и формируем завитки. Повторюсь еще раз, каждый завиток фиксируем парой стежков, чтобы в готовой работе слои сутажа не разъезжались вперед-назад.

На изнанке лишнее обрезаем, подплавляем и укладываем, как показано на 4 фото ниже. Длинные концы заводим к центру. Объясню, для чего мы делаем именно так. Вышивка многослойная, сейчас это уже третий слой, будет еще один. Нам нужно заполнить все пустоты в центре, чтобы изнанка готового украшения не проваливалась.

Повторив все эти действия по кругу, получаем следующую картину. Стараемся соблюдать симметрию относительно центра. Вид с лица и с изнанки.

Замечаем, что изнанка уже на этом этапе получается ровная, без бугров. Хвалим себя, осталось совсем немного. И, наконец, вспоминаем про чайник, поставленный в предыдущем пункте!

Ставим его заново, ждем не отходя далеко. Отдыхаем и готовим свои пальчики к финальному рывку 🙂

6. Отдохнули? Отлично! Основные моменты уже описаны, поэтому несколько следующих действий без комментариев — по фото. Единственное замечание, сутаж снова отрезаем с запасом — на коричневую бусину (4мм) и внешний край отрезки по 7 см.

Делаем так в трех углах. Обращаем внимание на формирование изнанки.

Четвертый угол оформляем с небольшим изменением. Берем 3 отрезка сутажа по 6 см, от угла начинаем вшивать бисер. Вшиваем 3 бисерины. Четвертую — центральную — пришиваем без сутажа, проходя через соседние бусины. Выводим иглу в пятую бусину. Берем еще 3 отрезка по 6 см. Оставляем одинаковые свободные концы и продолжаем вшивать бисер.

Закрепляем боковые концы сутажа, ровняем с изнанки бисерный ряд. Выходим в центр и формируем завитки.

Все! Сутажная часть работы закончена, мы молодцы 🙂

7. Теперь нам нужно сплести подвеску и крепление шнура к кулону.

Берем мононить 0,15. Отрезок около 1м складываем вдвое, концы вставляем в иглу, на другом конце остается петля.

Набираем на нить поочередно 4 бирюзовых бусины 6 мм и 4 бисерины 11/0. И проходим иглой еще раз в том же направлении, начиная с первой набранной бусины.

Подтягиваем нить. Тянем потихоньку, чтобы не пропустить петельку, которая осталась на длинном конце нити. Продеваем иглу в петельку, аккуратно стягиваем весь ряд.

Набираем 3 коричневых бисерины 15/0, 1 — 11/0, и снова 3 — 15/0. Проходим иглой через бусину с противоположной от нити стороны. Получается арка. Вокруг каждой бусины нам нужно сделать по 2 таких арки. Проходим поочередно весь ряд, переходя к следующей бусине через бирюзовый бисер. Выводим иглу в центральную бисерину верхней арки.

Набираем красную бусину 4 мм и проходим через центральную бисерину следующей верхней арки. Таким образом нам нужно подтянуть к центру все 4 арки.

Выходим иглой из коричневой бисерины. Набираем 2 — 15/0, 1 — 11/0, 2 — 15/0. Проходим в следующую в ряду коричневую бисерину. Делаем арки вокруг каждой красной бусины.

Выходим в центр арки. Собираем все 4 арки через золотой бисер. Проходим еще раз по кругу, стягиваем.

Проходим иглой по рисунку через бисер и бусины, выводим иглу в центральную бисерину нижней арки. Собираем все 4 арки через золотой бисер. Проходим по кругу на второй раз, стягиваем. Закрепляем нить — проходим через бусины и бисер по рисунку, «запутывая» ее. Обрезаем.

Берем простую швейную нить коричневого цвета (или любого другого, подходящего к бисеру или бусинам). Я беру в 4 сложения, чтобы наверняка. Закрепляем на изнанке кулона, выводим между завитков (см фото). Подбираем бусины и бисер, делаем подвеску желаемой длины. Возвращаемся иглой в сутаж, закрепляем нить.

По тому же принципу делаем круглое крепление для шнура. Только в первый ряд набираем поочередно с бисером 5 красных бусин 4 мм. Арки собираем с обеих сторон через бирюзовые бусины 2 мм. Крепим к кулону, проходя через бисер.

В центр пришиваем красную бусину 4 мм и делаем «перемычки» из бисера 15/0. В уголках между завитков добавляем золотой бисер. Наш кулон почти готов!

8. Теперь самая ответственная часть работы — делаем изнанку.

Обводим наш кулон на бумаге. Все завитки обводить не нужно, их пропускаем, потом дорисовываем дуги от руки. Проводим внутренний контур, отступая на 1,5-2 мм от основного. Помечаем лицо, чтобы не перепутать. Примерный результат на фото.

Вырезаем. Примеряем выкройку. Если нужно подрезаем. Из-под выкройки должен выступать один слой сутажа, не более. Если отрезали чуть лишнего, помечаем где нужно прибавить контур, потом учтем это при обводке на коже. Если получилось много неточностей, лучше переделать выкройку.

Подогнанную выкройку обводим на коже. Вырезаем. Примеряем. Снова, если нужно, обрезаем лишнее.

По тому-же шаблону вырезаем еще один — из картона, на 2 мм меньше основного. Густо (но без фанатизма!) наносим клей на картон с одной стороны, прикладываем к коже. С лицевой стороны кожи прокатываем зубочисткой, как скалкой, чтобы вытеснить излишки клея и выровнять кожу. Сильно не давим, чтобы не растянуть кожу.

Заготовка для оформления изнанки готова. Наносим клей на картон, стараемся не заходить на кожу. Прикладываем к кулону, совмещая контуры, фиксируем. Далее край кожи крепим к кулону любым привычным и удобным способом.

Я кожу приклеиваю. Отгибаю ее участками примерно по 1,5-2 см, наношу небольшое количество клея зубочисткой. Слегка прижимаю кожу, немного подворачивая самый ее край внутрь. В силу специфики сутажных украшений, и конкретно в случае жесткого сутажа, лично мне такой вариант кажется более удобным и аккуратным.

Главное и, по сути, единственное требование — изнанка должна быть аккуратной! Так как сутажные украшения в принципе не могут быть плоскими, то по возможности она должна быть ровная и без бугров. Один из способов формирования такой изнанки мы сегодня рассмотрели.

Теперь вдеваем шнур (у меня кожаный) или цепочку нужной длины, ставим застежку. Наш кулон готов! Фотографируем. Любуемся 🙂

Надеюсь этот мастер-класс был для вас понятен, а выполнение всего объема работы позволит вам «прокачать» ваши знания-умения-навыки.

Мастер-класс: Кулон — сутажная вышивка

Сутажная вышивка — техника зародившаяся во Франции в первой половине ХIV века. Сутажная вышивка использовалась при производстве женского платья и украшений. В своё время к ней приложили руку голландские мастера и появилась техника, напоминающая знаменитое русское ленточное плетение. (сутаж [сутаж] м. шелковый плетеный шнур для отделки женского платья, детской одежды и т.п.)

Своё распространение в России сутажная вышивка получила во времена правления Петра Великого и широко использовалась в отделке мужского платья. В XIX — XX веке сутажная вышивка утратила своё значение, была незаслуженно забыта и использовалась, как правило в театральном костюме.

Израильский дизайнер Михаль Нагрин в начале 90-х годов XX столетия дала вторую жизнь сутажной вышивке. Михаль возродила сутажную вышивку как декоративное искусство, первой применяя данную технику в производстве ювелирных изделий. В стиле сутажа можно изготовить ювелирные изделия — колье, броши, серьги, браслеты, сумочки, веера, запонки. Каждое изделие является уникальной работой и не выпускается оптовыми партиями.