Мастер-класс Матрешка. Роспись личика акварелью.

Декорируем пасхальное яйцо, используя две техники

Сегодня я покажу, как декорировать пасхальное яйцо в двух техниках — точечной росписи и работы с фоамираном.

Я занимаюсь и росписью и изготовлением цветов, и мне захотелось поделиться этой идеей.

Для мастер-класса я выбрала два основных цвета — золотой и красный. Красный цвет с библейских времен символизирут Пасху. Но мне хотелось именно лепестки сделать в красном цвете, поэтому чтобы добавить праздничность был выбран золотой цвет.

Соотственно были подобраны контуры разных оттенков золотого и красного. Кто занимается цветоделием, вместо фоамирана может использовать другие материалы для изготовления лепестков цветка — шелк, холодный фарфор, гофрированную бумагу. Поэтому данный мастер-класс будет интересен многим.

Для работы для росписи яйца нам понадобятся:

1. Деревянная заготовка яйца и подставка (у меня яйцо диаметр 6 см высота 9 см).

2. Контуры акриловые: золотистый, золото,светлое серебро, красный темный, медь; Perlen pen- ice white.

3. Акриловые краски: золотая, темно-красная.

4. Лак акриловый (у меня полуматовый).

5. Мелкая наждачная бумага.

Рисуем русскую матрешку гуашью. Видео-урок по рисованию

6. Карандаш для разметки (у меня белый для керамики и стекла).

Для работы с фоамираном понадобятся:

1. Фоамиран ФОМ ЭВА для цветов до 1 мм толщиной, красный.

3. Клеевой пистолет.

Роспись матрешек. Часть 4. Как смотрится работа под лаком

5. Влажные салфетки.

Роспись объемной матрешки: урок 3

1) Шкурим заготовки мелкой наждачкой и покрываем акриловой краской яйцо и подставку.

Яйцо покрываем золотой краской. Подставку покрываем красной краской. Покрываем в 2-3 слоя. Просушиваем и сверху покрываем лаком. Вот что получилось.

2) Для того, чтобы определиться из имеющихся в наличии акриловых контуров, какие будем использовать для росписи яйца желательно сделать образец на предварительно покрашенном в золотой цвет картоне. У меня была золотая бумага немного более светлого тона. После того, как я сделала такой образец, я решила что не буду использовать красный перламутровый, красный с блеском и золото червоное, потому что мне не понравилось как ложится конкретный контур и цвет показался неподходящим. Вот какой образец у меня получился.

3) Далее делаем разметку карандашом на покрашенном яйце. Вначале размечаем яйцо пополам, потом каждую часть делим на 3 части и рисуем вертикальные полосы с верхушки яйца. У нас получается 6 сегментов.

4) Начинаем рисовать растительный узор медным контуром. Сначала рисуем веточки, потом переходим к листикам. Так я рисую до середины. И повторяю этот узор на трех сегментах (через один).

5) По разметке ставлю точки красным темным контуром. Работаю пока только с верхней частью расписываемого яйца, поэтому всё делаю пока до середины.

6) В пустых сегментах точками из золотого контура делаю вначале диагональные полосы, потом дополняю точками, чтобы получилась сеточка.

7) Чтобы сделать растительный узор более интересным я дополнительно по краю медного контра провожу золотым контуром, добавляю фантазийные завитки.

Когда верхняя часть подсохла, переворачиваю яйцо и продолжаю роспись на оставшуюся часть.

8) Чтобы немного выделить сегменты на декоративном яйце, вдоль красных точек ставим точки контуром «светлое серебо. Дополнительно декорируем жемчужинами Perlen pen.

Подставку декорируем точками в виде концентрических окружностей контурами разных цветов. Вот что получается в итоге.

КАК РАЗУКРАШИВАЮТ МАТРЕШЕК. ИСТОРИЯ МАТРЕШКИ

Далее будем работать с фоамираном.

1) По форме шаблона вырезаем 7-8-9 лепестков.

2) При желании лепестки можно тонировать акриловой темно-красной краской. Влажную салфетку наматываем на палец и окунаем в краску. По лепесткам проводим салфеткой с краской. Тонировать можно с обеих сторон.

3) Обрабатываем лепестки на утюге. Прикладываем фоамиран к утюгу, когда он начнет подгибаться, лепесток складываем гармошкой и перетираем между пальцами пока лепестки немного не истончатся. Повторяем так со всеми лепестками.

4) С помощью клеевого пистолета приклеиваем лепестки в два ряда снаружи деревянной подставки под яйцо в том месте, куда яйцо будет в дальнейшем помещено. Вот что получилось!

А вот варианты декора:

Такое пасхальное яйцо станет прекрасным подарком и украсит ваш интерьер! Желаю всем удачи!

Родительский клуб. Мастер класс «Роспись матрешки»
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа)

Расширять знания детей и родителей о русском народном творчестве;

Знакомить детей и родителей с народными промыслами, привлечь к росписи матрешки;

Повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.

Скачать:

Вложение Размер
master_klass.docx 93.04 КБ

Предварительный просмотр:

расширять знания родителей о русском народном творчестве ;

знакомить родителей с народными промыслами , привлечь к росписи матрешки;

повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа .

1. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям » .

2. Выставка иллюстраций : «Семеновская матрешка», «Хохломские узоры» , «Дымковские игрушки » , «Городецкая роспись».

3. Мастер-класс «Роспись матрешки» .

Оборудование : магнитофон, флешка, салфетки влажные, обычные, кисти белка мягкая, жесткая, краски гуашевые, непроливайки, простые карандаши, листы белой бумаги, балванки матрешек, зубочистки, иллюстрация матрешки, семеновские матрешки.

1. Вступительное слово.

— Здравствуйте, уважаемые родители ! Я рада приветствовать вас в нашей группе. Сегодня мы поговорим с вами о русской народной игрушке , русских традициях и проведем интересный мастер -класс по росписи матрешки.

Но для начала давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции , что можно к ним отнести? Слово «традиция» (в переводе с латинского «передача» ) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : народные игрушки , фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений.

Одним из народных промыслов является традиционная русская матрешка. Существует два вида матрешек : традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера ) . Традиционные матрешки : Семеновская, Майданская, Вятская, Тверская и Сергиевская. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским «изобретением», хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать «спасибо» японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии с острова Хонсю в конце XIX века. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей . Владельцами необычной японской диковины была семья Мамонтовых, успешные промышленные деятели, занимающиеся просветительской деятельностью и курирующие многих творческих личностей.

Игрушка представляла собой деревянный чехольчик, декорированный под фигуру лысого старичка по имени Фукурума, открыв который можно было увидеть такую же игрушку, спрятавшуюся в нем, но меньшего размера. Одинаковых игрушек было несколько и каждая умещалась в предыдущей. Кукла сильно позабавила гостей вечера Мамонтовых, на котором она была впервые представлена и сразу вызвала живой интерес известного русского художника Сергея Милютина. Фигура была отдана в мастерскую «Детское воспитание», специализирующейся на производстве детских игрушек, где штатный токарь Василий Звездочкин занялся изготовлением русской куклы по образу и подобию японской. Игрушечные фигурки нового деревянного произведения таким же образом, как и в японской кукле, вкладывались одна в другую и представляли собой уменьшенные копии предыдущих.

Первая русская разъёмная фигура представляла собой русскую девицу по имени Матрёшка в цветастом платке и с черным петухом в руке. Название деревянной куклы выбрано не случайно – в Древней Руси имя «Матрёна» было самым популярным среди представительниц женского пола, имя происходит от латинского Matrona и переводится как «знатная женщина». Кроме того, в основе имени Матрёна лежит слово «мать». Именно поэтому женщины с таким именем ассоциировались с крепкой, пышущей здоровьем детородной женщиной с большим семейством. И по сей день эта деревянная кукла является символом материнства.

После закрытия «Детской мастерской» производство матрешек не прекратилось, а с новой силой началось в Сергиевом Пасаде. Первые деревянные куклы были достаточно дорогостоящими, но, несмотря на это, приобрели бешеную популярность. Заказы на эту расписную игрушку сыпались со всех уголков Европы! Помимо стандартного изображения русской красавицы, на фигурках можно было увидеть, например, изображение жениха и невесты, с родственниками внутри, иллюстрации к различным популярным сказкам, военные изображения и многие другие картины, вышедшие из-под кисти умелого мастера. Кроме того, куклы отличались количеством вкладышей, число которых могло значительно превышать те, что были у первых экземпляров.

3-я часть курса по Росписи матрешки. Прорисовка лица.

Основным мотивом развития искусства росписи матрешек послужило изображение окружающей действительности, современной жизни. После того, как производство таких известных деревянных кукол вышло за пределы Сергиева Пасада, изображения на фигурках стали настолько разнообразны, что даже первая русская девица, изображенная на матрешке, у каждого мастера была своя. Кто-то видел ее более приземистой, чуть грубоватой, у других она получалась нежная и вытянутая, — каждый мастер отражал в росписях свое отношение к жизни.

Выточенная первая матрешка состояла из группы детей: от самой старшей девочки до младенца, завернутого в пеленки. Позже, по мере возрастания популярности таких деревянных сувениров, производители стали выпускать матрешек разнообразного состава. Сегодня основная концепция матрешек несколько претерпевает изменения, и на деревянных фигурках можно увидеть бесчисленное количество изображений, начиная от портретных и заканчивая рисунками известных личностей. Но в качестве сувенира многие предпочитают покупать стандартную красавицу-матрешку. А для иностранцев матрешка является самым распространенным сувениром.

И за этим мы стали забывать, что на самом деле матрёшка — это детская игрушка . Любимый, желанный, а некогда и достаточно дорогой подарок. Матрешка — игрушка не только красивая , но и полезная. Играя с матрешками, ребенок легко осваивает такие понятия, как количество, размер, форма.

А если матрешка еще и раскрашеная с любовью, именно для него – лучший подарок по-прежнему сложно придумать! Да и для взрослого человека матрешка, расписанная собственными руками будет приятным напоминанием о празднике.

Итак, начнем наш мастер-класс .

2. Практическая работа

Для росписи матрешки нам потребуются :

заготовка матрешки из соленого теста;

краски для росписи (акварельные и акриловые (перламутровые, можно вместо акварели использовать гуашь.) ;

Мастер-класс «Роспись матрешки» Фирсова Елена Моисеевна — народный мастер ВО

кисти для росписи ;

зубочистки (для прорисовки мелких деталей и точек) ;

ластик и карандаш;

Полхов — Майданская матрешка

Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.

Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.

Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки : подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки) .

Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка.

Покрываем платок в два слоя : от краев платка к макушке матрешки (для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) используем мягкие кисти).

Перламутровой белой краской раскрашиваем рукава.

Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.

Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки (используем мягкую кисть) . Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.

Прорисовываем ягодки (для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрить один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью).

Акриловой золотистой краской декорируем корзинку.

Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки : розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.

Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.

Приступаем к самому ответственному этапу — росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица желтой охрой, очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.

Прорабатываем волосы : светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.

Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.

Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.

В точечной технике оформляем кокошник и серьги.

Низ также оформляем в точечной технике.

Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!

С родителями был проведен мастер -класс для приобщения их к народной культуре , народным традициям , расширились знания о народной игрушке . Родители ознакомились с народными промыслами и приняли активное участие в росписи народной игрушки — матрешки . Также родители решили передать приобретенный опыт своим детям.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским «изобретением», хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать «спасибо». японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.

Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки. Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.

Когда я расписывала свою матрешку, я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.

Материалы и инструменты для росписи матрешки.

  • Деревянная заготовка матрешки (ее можно приобрести в магазинах для рукоделия. В последнее время такого рода магазины стали очень популярны, поэтому, я думаю, что с приобретением заготовки пробелм не возникнет.)
  • Акриловый грунт. Если же грунта у Вас нет, то можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки.
  • Краски для росписи. Я использовала акварельные и акриловые (перламутровые) краски. Скажу сразу: акварелью расписывать матрешку сложно, потому что акварель быстро сохнет, и могут остаться некрасивые разводы. Можно вместо акварели использовать гуашь.
  • Кисти для росписи и для покрытия лаком.
  • Зубочистки. Ими очень удобно рисовать мелкие детали и точки.
  • Лак. Лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (очень блестящий, но долго сохнет). Акриловый лак не используйте ни в коем случае! Во-первых, от него течет краска, весь труд будет насмарку. Во-вторых, он совсем не блестит, поверхность будет матовой.
  • Ластик и карандаш.
  • Тряпочка.

Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.

Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей 🙂 Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.

Роспись, Как нарисовать матрешку, рисуем классическое личико, irishkalia

Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.

Роспись матрешек. Урок 3. Прорисовка лица и мелких деталей.

Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.

Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).

Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.

Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть «Пони», которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.

Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.

Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.

Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.

Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.

Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:

Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.

Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.

Приступаем к самому ответственному этапу — росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.

Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.

Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.

Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.

В точечной технике оформляем кокошник и серьги.

Низ также оформляем в точечной технике:

Матрешка, Роспись личика акварелью, irishkalia

Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!

Приятного Вам рукоделия! С наилучшими пожеланиями в творчестве, автор росписной матрешки Анна Лаврентьева.

Данный мастер-класс написан специально для сайта world-hmade.ru, поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

При частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.