Мастер-класс Импрессионизм в живописи. Копируем К. Монэ

Мастер-класс «Импрессионизм в живописи». Копируем К. Монэ

Видео мастер-класс продолжительностью 2,5 часа.

Для создания картины нам понадобятся:

1. Холст грунтованный. У меня был холст 30х40 см.

2. Набор масляных красок.

3. Кисти щетинные и колонковые (в общей сложности штук 5: 2 толстые, 1 средняя и 2 тонких — для уточнения деталей).

4. Разбавитель №4 — Пинен.

6. Палитра, дощечка, на которой будем замешивать цвета.

7. Масленка, емкость для разбавителя, маленькая баночка.

8. Тряпочка, чтобы вытирать об нее кисти, испачканные в краске.

Импрессионизм в живописи

Сегодня сложно встретить культурного человека, не знающего изящных балерин Дега, пышнотелых красавиц Ренуара или пейзажи с кувшинками Клода Моне. Импрессионизм зародился во Франции в конце XIX ‒ начале XX века и впоследствии распространился по всему миру. Сейчас импрессионисты встали в один ряд с классиками, против которых когда-то бунтовали, но в свое время это было прогрессивное и революционное направление в живописи.

Эдгар Дега Голубые танцовщицы

Кризис искусства в XIX веке

В середине XIX века борьбу в живописи вели три стиля ‒ классицизм, романтизм и реализм. Все они требовали от художника большого мастерства в рисунке и точного копирования изображаемого предмета. Между тем классицизм и романтизм показывали мир слишком идеализированно, а реализм, напротив, слишком приземленно.

Начинающему художнику во Франции, чтобы добиться успеха, непременно нужно было пройти обучение в Школе изящных искусств или у известных художников и выставляться в Салоне ‒ выставке, патронируемой государством в лице признанных академиков. Если живописец хотел продаваться и иметь успех у публики, ему нужно было получить награду Салона, то есть угодить вкусам взыскательной комиссии. Если же жюри отвергало работу, на художнике можно было ставить крест, как на признанной бездарности.

В 1863 г., после того, как жюри Салона отвергло около 3000 картин, возмущение художников достигло своего предела. Жалобы дошли до императора Наполеона III, и он повелел организовать выставку непринятых работ, которая получила название «Салон отверженных». В выставке приняли участие такие авторы, как Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Поль Сезанн. Альтернативная выставка имела оглушительный успех. Правда, основная часть публики ходила туда, чтобы поглумиться над «неформатными» художниками.

Поль Сезанн Натюрморт с хлебом и яйцами

Таким отщепенцем долгое время считался Эдуард Мане. Его картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» вызвали шок у почтенной публики. На автора обрушилась лавина критики и возмущения поборников морали.

Эдуард Мане Завтрак на траве

Что же такого в этих работах? С точки зрения современности полотна довольно традиционны, обнаженных женщин писали и ранее. Для зрителя же времени Мане налицо вызов. В «Завтраке на траве» их смущало изображение полностью обнаженной женщины в компании одетых мужчин. Подобный сюжет есть у Джорджоне в картине «Сельский концерт», а «Олимпия» ‒ это переосмысленная копия «Венеры Урбинской» Тициана. Обнаженные дамы Джорджоне и Тициана ‒ идеализированные, они где-то далеко, в иных мирах. А картины Мане изображали куртизанок, современных и довольных жизнью. Это и повергло в шок буржуазную публику, привыкшую к нарисованным богиням и царицам.

Все это свидетельствовало о назревшем кризисе в искусстве Франции второй половины XIX века. Импрессионизм стал попыткой найти новый путь, хоть и оказался для многих сродни шоковой терапии.

Предпосылки импрессионизма

Нельзя сказать, что импрессионизм возник сам по себе. К моменту своей первой выставки многие из участников были уже в зрелом возрасте, имея за плечами долгие годы обучения живописи.

Предпосылки этого нового течения при желании можно найти у мастеров Возрождения Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Рубенса, Тициана, Рембрандта. Но непосредственное впечатление на импрессионистов оказали такие художники-современники, как Делакруа, Курбе, Добиньи, Коро.

Эжен Делакруа Море в Дьеппе

На манеру импрессионистов повлияла и японская живопись, выставки которой постоянно проводились в Париже. Утонченные работы Утамаро, Хокусая, Хиросиге поэтизировали каждый момент жизни, что так свойственно менталитету Востока. Упрощенная форма, смещенная композиция, чистота цвета на гравюрах японцев покорили молодых художников и открыли им новые горизонты.

Копия картины Клода Моне, Фания Сахарова, импрессионизм

Хиросигэ Вечерний снег в Асакуса

Кроме того, на творчество импрессионистов оказало влияние появление фотографии. С ее помощью можно было делать неожиданные ракурсы, крупные планы, изображение в движении. Фотография стала искусством запечатления момента, это то, что было близко художникам-новаторам. С появлением фотографии можно было уже не следовать за точностью изображения, а отдать предпочтение своему внутреннему состоянию, эмоциональной окраске. Спонтанность стала одним из правил новой живописи.

Особенности импрессионизма

Претензии критиков были не только к сюжетам картин, но и к манере рисования импрессионистов. Она кардинально отличалась от того, что преподавали в парижской Школе изящных искусств.

Импрессионисты не придерживались четкого контура, они накладывали мазки небрежно, не заботясь о тщательной прорисовке каждого предмета. Краски смешивали сразу на холсте, добиваясь чистоты оттенка. Перспективу строили не по геометрическим законам, а за счет глубины тона краски, уменьшения интенсивности цвета по мере удаления предмета.

Альфред Сислей Морэ. Берег реки Луа

Они отказались от контрастного изображения светотени. Из их палитры исчезли черные, белые, серые, коричневые цвета в чистом виде. Тени могли быть и зеленые, и синие, и фиолетовые, в зависимости от того, какими их увидел художник.

Импрессионисты широко использовали прием оптического смешения: на холст кладутся рядом мазки двух цветов, которые при рассмотрении зрителем дают эффект третьего. Например, зеленый и желтый превращаются в синий цвет, синий и красный ‒ в фиолетовый и т.д.

Камиль Писсаро Баржи в Понтуазе

Как рисовал Клод Моне. Жизнь и творчество художника

Сюжетами картин были не мифология или исторические события, а пейзажи, портреты, натюрморты ‒ все это считалось «низким» жанром. Художники старались изобразить природу или предмет в определенный момент времени, передав яркую эмоцию. Так появились серии работ, когда изображался один и тот же мотив, но в разное время года или дня при разном освещении. Например, работы Клода Моне: «Стога сена», «Тополя», «Руанский собор» и др.

Клод Моне Стог сена на закате

Для этого импрессионисты часто рисовали с натуры, на пленэрах, чтобы точно запечатлеть увиденное. Академисты же основное время проводили в студии, оттачивая технику рисунка.

Мазки в импрессионизме. Надежда Ильина

Такой подход делал картины более эмоциональными, поэтичными, давал возможность увидеть прекрасное в самых обыденных вещах, ценилась простота момента, каждое мгновение жизни. Изображение обычных вещей через призму восприятия художника делало каждую картину неповторимой.

История течения

15 апреля 1874 г. компания из молодых художников-новаторов устроила свою выставку в салоне фотографа Феликса Нодара на бульваре Капуцинок в Париже.

Клод Моне Бульвар капуцинок в Париже

Сама идея самостоятельной выставки в обход официального Салона уже была бунтарской, но показанные публике картины вызвали еще больше негодования. Ведь они шли против всех академических канонов и были непохожи на идеализированные работы представителей популярных тогда во Франции классицизма или романтизма.

В выставке участвовали 30 художников и 165 работ. В их число входили Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Мане, Дега, Сезанн, Берта Моризо. Через какое-то время за их картины будут отдавать целые состояния, но тогда на смельчаков обрушился шквал критики. Их обвиняли в эпатаже, с целью привлечь внимание публики, упрекали в «неряшливости», «незаконченности» работ и даже в аморальности.

Берта Моризо У колыбели

Известный критик и журналист Луи Леруа, описывая в сатирической статье картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», назовет художников импрессионистами (от французского impression ‒ впечатление). Сам того не подозревая, он даст название целому течению в мировой живописи.

Клод Моне Впечатление. Восходящее солнце

Вторая выставка состоялась через два года после легендарной первой ‒ в апреле 1876 г. Она вызвала еще большее неприятие критиков и публики. Художников сравнивали с душевнобольными. Можно только подивиться мужеству и уверенности в своей правоте этих смельчаков, которые продолжали творить, несмотря на отсутствие денег, в атмосфере постоянных насмешек и издевательств.

В марте 1875 г. состоялся аукцион работ Сислея, Моне, Ренуара и Берты Моризо. Он прошел со скандалом, публика освистывала представляемые на продажу картины. Множество полотен было продано за бесценок. Некоторые работы художникам и их друзьям пришлось выкупать самим, лишь бы не отдавать совсем даром.

Берта Моризо Эжен Мане с дочерью

Однако у импрессионистов были и преданные поклонники. К ним относился галерист и коллекционер Поль Дюран-Рюэль, неизменно помогавший художникам в организации выставок и продаже картин. А также коллекционер Виктор Шоке, влюбившийся в работы импрессионистов с первого взгляда.

Огюст Ренуар Портрет Поля Дюран-Рюэля

Копируем Клода Моне, импрессионизм, художник Фания Сахарова

С 1877 по 1886 год во Франции прошло еще 6 выставок импрессионистов. Все они, кроме последней, подвергались шквалу критики и насмешек.

Тем временем и среди самих художников наметились разногласия. Так, Мане и Ренуар приняли участие в выставках Салона в 1879 и 1880 годах. Их картины были отобраны взыскательным жюри. Клод Моне так же представлял свои работы для Салона, но его картины не были приняты. Это встретило презрение Дега и осуждение других художников.

Клод Моне. Рассказывает Александр Таиров.

Осенью 1885 г. Дюран-Рюэль получил предложение организовать выставку импрессионистов в Нью-Йорке. Поначалу художники скептически отнеслись к этой затее. Но в марте 1886 г. Дюран-Рюэль отбыл из Франции в Америку с коллекцией картин своих протеже. В США к работам импрессионистов отнеслись с интересом, выставка пользовалась большой популярностью. В прессе были как положительные отзывы, так и отрицательные. Несколько картин удалось продать местным коллекционерам.

Огюст Ренуар Завтрак гребцов

Между тем разногласия среди импрессионистов нарастали. Моне стал ругаться с Дюран-Рюэлем и продавать свои картины через других арт-дилеров. К Моне присоединились Писсарро и Ренуар. Конфликтовали художники и между собой.

Некогда объединенная в борьбе против академизма группа импрессионистов потеряла общую идею и перестала существовать.

Камиль Писсарро Купальщицы, сидящие на берегу

В последней выставке в 1886 г. участвуют художники, которых назовут постимпрессионистами. Это Жорж Сера и Поль Синьяк. К постимпрессионистам так же относятся такие мастера, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс и др.

Идея импрессионизма изжила себя, но открыла путь иному, еще более новаторскому искусству конца XIX ‒ начала XX века.

Художники-импрессионисты

Невозможно рассматривать импрессионизм в отрыве от судеб самих мастеров. Рассмотрим краткие биографии нескольких художников.

Эдуард Мане

Мане родился в 1832 г. в респектабельной семье юриста и дочери дипломата. В учебе мальчик был не силен, однако проявлял интерес к рисованию. Впрочем, родители не поддерживали его увлечение. Отец хотел, чтобы Эдуард пошел по его стопам. Юноше помог дядя, он оплатил художественные курсы.

Импрессионизм для начинающих, уроки живописи в Москве, художник Игорь Сахаров

Эдуард Мане Портрет родителей

В 1847 г. молодой человек решает поступать в мореходную школу, но проваливает экзамен. В качестве юнги он отправляется на корабле в Южную Америку. Во время путешествия он делает много рисунков и набросков.

После возвращения во Францию Эдуард решает заняться живописью. Он 6 лет обучается в мастерской Тома Кутюра. Параллельно путешествует по Европе, знакомясь с памятниками искусства. Среди импрессионистов Мане будет считаться самым «академичным» художником. Творчество мастеров Возрождения он не раз будет переосмысливать в своих работах. Любимыми его живописцами были Веласкес, Тициан, Гойя.

Эдуард Мане Любитель абсента

Мане много раз предлагает свои работы на суд жюри Салона и неизменно получает отказ. В итоге он участвует в выставке «Салона отверженных». Там его картина «Завтрак на траве» вызвала большой скандал. В том же 1863 г. художник написал еще одну свою эпатажную картину «Олимпия». Мане неизменно оказывался под шквалом критики. На защиту художника вставал его друг Эмиль Золя. Другим его близким товарищем был Шарль Бодлер.

Эдуард Мане Олимпия

В 1866 г. Мане сошелся с импрессионистами, так же отвергаемыми академистами. Сам же он себя к ним никогда не причислял. Он использовал в своей палитре черный цвет и не признавал девизионистскую манеру рисования. Но именно Эдуард Мане считается родоначальником импрессионизма.

Эдуард Мане Аржентей

Мане, не приемлющий академизма, тем не менее неизменно посылал свои работы в Салон. Он тяжело переживал отказы и равнодушие зрителей к своим работам. Художник пишет много портретов и жанровых сцен, его палитра не так жизнерадостна, как у остальных импрессионистов. Так же он работает на пленэрах и рисует натюрморты.

Эдуард Мане Бар в Фоли-Берже

Импрессионизм Маслом — Сад Клода Моне — Живерни Мастихиновая Техника Живописи

К концу 70-х годов творчество Эдуарда Мане постепенно обретает признание. Его работы выставляются в Салонах, на одном он даже получит медаль. В 1881 г. Мане вручат Орден Почетного легиона. К этому времени художник был уже болен атаксией (отсутствие согласованности движений). Он не мог больше рисовать большие полотна.

Эдуард Мане Клематис и гвоздика в хрустальной вазе

В 1883 г. Мане ампутируют ногу из-за гангрены, но операция не помогла. Через несколько месяцев художник скончался.

Клод Моне

Клод Моне появился на свет в 1840 г. в семье торговца бакалеей. Мальчик прославился в родном Гавре, благодаря рисованию карикатур и шаржей. В 17 лет судьба свела его с художником Эженом Буденом. Буден брал с собой юного Моне на пленэры и привил ему любовь к живописи.

В 1859 г. Клод отправляется в Париж. Он начинает учебу в Академии Сюиса, а потом берет уроки у Шарля Глейра. В 1865 г. Моне выставляется в Салоне. Его работы восприняты вполне благосклонно. Тогда же он встречает свою будущую жену Камиллу.

Клод Моне Мадам Моне с ребенком в саду

Моне с Ренуаром и другими импрессионистами часто выезжает на пленэры, рисование пейзажей захватывает его все более.

Копируем картину Клода Моне, импрессионизм 1

В 1870 г. Моне уезжает в Лондон. В Англии он знакомится с Полем Дюран-Рюэлем. Через 2 года, вернувшись во Францию, Моне селится в Аржентее. За 4 года, прожитых в этом уютном месте, Моне написал множество произведений.

Клод Моне Осень в Аржантее

В 1874 г. Клод Моне участвует в первой выставке импрессионистов. Его картины подверглись критике, как и работы остальных участников.

В 1878 г. семья Моне селится в городке Витёе. Там он создает множество картин. Но через год умирает его жена Камилла. На время убитый горем Моне отказывается от пейзажей, рисуя в мастерской натюрморты.

Клод Моне Натюрморт с яблоками и виноградом

«Звучащие полотна» Клод Моне

В 1883 г. Моне наконец находит место, где проживет 40 с лишним лет. Этим местом оказывается дом в Живерни. Новый хозяин разобьет там чудесный сад и сделает знаменитый пруд, который без устали будет писать на закате дней.

Клод Моне Цветущий сад в Живерни

В 1892 г. Клод Моне берет в жены вдову своего друга Алису Ошедэ.

Моне рисует серии работ, изображая один и тот же вид в разное время года и суток, при различном освещении. Таких серий у него достаточно много: «Стог сена», «Тополя», «Пруд с кувшинками», «Руанский собор» и др. Клод Моне виртуозен в передаче разных цветовых оттенков, он изображает ускользающее мгновение через призму своего восприятия. Его полотна пользуются успехом, их с удовольствием покупают коллекционеры, в том числе и за пределами Франции.

Клод Моне Руанский собор

Всю свою жизнь Моне писал природу. К концу жизни он сосредоточился на своем саде в Живерни, который превратил в еще одно произведение искусства. Мастер неустанно пишет его виды: цветы, тенистые аллеи и знаменитый пруд. В 1919 г. Моне дарит государству 12 больших картин из серии «Нимфеи». Для них выделили два павильона в музее Оранжери.

Клод Моне Пруд с кувшинками

Тем временем художник начал слепнуть. Пережив операцию на глаза в 1925 г., он смог вернуться к работе. Клод Моне скончался в 1926 г., еще при жизни став классиком. Он не только был основоположником импрессионизма, но и предшественником абстрактного искусства, опередив свое время и открыв своим творчеством целую эпоху.

Огюст Ренуар

Огюст родился в многодетной небогатой семье в 1841 г. Будучи подростком занимался росписью посуды. В 1862 г. поступил в Школу изящных искусств, а так же посещал уроки у Шарля Глейра. В 1864 г. его картины одобряют для участия в Салоне. Вместе с друзьями-импрессионистами Ренуар выезжает на пленэры. У художника появляется свой неповторимый почерк ‒ смелые широкие мазки, жизнерадостная игра света и цвета.

После первой выставки импрессионистов Ренуар подвергся нещадной критике. Впоследствии он участвовал еще в 3 выставках. В 1879 г. выставлялся в Салоне, несмотря на упреки друзей. Его картина «Мадам Шарпантье с детьми» получила признание, и дела художника пошли в гору. Ему стали давать заказы на портреты обеспеченные горожане. Ренуару особо удавались женские образы, написал он и много детских портретов. В них чувствуется особая теплота и непринужденность.

Огюст Ренуар Мадам Шарпантье с детьми

BBC: Импрессионисты: живопись и революция 1/4 Команда четырех

1870-80-е годы являются расцветом творчества художника. Он пишет сложные большие полотна с множеством героев. К этому периоду относятся его известные картины «Бал в Мулен де ла Галетт», «Завтрак гребцов». Ренуар считал, что живопись должна украшать жизнь людей. Его искусство было ярким, искренним, солнечным, как сама Франция.

Огюст Ренуар Бал в Мулен де ла Галетт

В 1890 г. он женится на своей модели Алине Шариго, у них родится трое детей. В 1881 г. Ренуар едет в Италию. Вернувшись, он меняет стиль живописи, на более «академичный». К этому периоду относятся картины «Зонтики», «Большие купальщицы». Ренуар много внимания уделял обнаженной натуре. Вернувшись к принципам импрессионизма, он пишет серию картин с купальщицами ‒ оду женской красоте и грации.

Огюст Ренуар Большие купальщицы

Учимся рисовать как импрессионисты

Ренуар, в отличие от многих импрессионистов, еще при жизни удостоился признания. Его хвалили критики, у него было много заказчиков, картины хорошо раскупались. В преклонном возрасте Ренуар страдал от артрита. Он писал, привязывая кисти к обезображенным ревматизмом рукам. «Боль проходит, а красота остается», ‒ говорил художник. Огюст Ренуар умер в 1919 г. от болезни легких.

Камиль Писсарро

Родился на острове Сент-Томас в Карибском море в 1831 г. В 25 лет переехал во Францию, в Париж, учился у Сюиса и Коро. Участвовал в «Салоне отверженных». В это же время познакомился с Мане, Сезанном, Моне, Сислеем. Писсарро писал пейзажи, много внимания уделяя освещению предметов. В 1868 г. выставлялся в Салоне. В следующем году из-за начавшейся войны был вынужден уехать в Лондон. Там Писсарро встретил своего друга Клода Моне. Вместе они ходили на пленэры, изучая природу Англии.

Камиль Писсарро Мост Чаринг-Кросс Лондон

По возвращении во Францию Камиль Писсарро селится в Понтуазе. В 1872 г. к нему приезжает Сезанн с семьей. Художники становятся неразлучными друзьями. А в 1881 г. к ним присоединяется Поль Гоген. Писсарро охотно помогал молодым художникам, делился с ними своим опытом. Он призывал не уделять много внимания прорисовке контура предметов, главное ‒ передать суть. Писать нужно то, что видишь и чувствуешь, не фокусируясь на точности техники исполнения. Только природа может быть учителем, с которым всегда надо советоваться.

Камиль Писсарро Дом суда в Понтуазе

За время своей жизни в Понтуазе Писсарро смог выработать свою особенную манеру живописи. Художник прожил там 10 лет. Он часто обращался к сюжетам из сельской жизни. Его работы наполнены светом и лирикой.

Однако полотна Писсарро продавались плохо, и ему было сложно обеспечить свою многодетную семью. В 1884 г. художник поселился в деревне Эраньи, изредка посещая Париж в надежде продать свои картины или найти покровителя. Таким человеком стал Поль Дюран-Рюэль, получивший монопольное право на выкуп работ мастера.

Камиль Писсарро Прачки в Эраньи

В 1885 г. Камиль Писсарро решает примкнуть к постимпрессионистам Жоржу Сера и Полю Синьяку, он пробует новое направление ‒ пуантилизм. Из-за участия Сера и Синьяка в восьмой выставке импрессионистов Писсарро ссорится с Моне, Ренуаром, Сислеем. В итоге Писсарро со своими новыми друзьями выставлялись в отдельном помещении. Однако публика не оценила новое направление.

Живопись маслом, пейзаж «Впечатление..». Клод Моне, импрессионизм.

Камиль Писсарро Пастбища, закат, Эраньи

В 1889 г. Писсарро отказывается от пуантилизма и возвращается к своей старой манере. Живопись точками не смогла удовлетворить его желание передать непосредственность и свежесть внутреннего ощущения. Его картины снова начинают покупать. Дюран-Рюэль организовывает несколько выставок художника.

Камиль Писсарро Бульвар Монмартр зимним утром

В последние годы жизни Писсарро серьезно увлекся графикой, литографией и офортом. Художник скончался в Париже в 73 года. При жизни он не удостоился наград со стороны государства. Писсарро всегда помогал молодым художникам и пытался примирить враждующих импрессионистов. Он единственный участвовал во всех их выставках.

Эдгар Дега

Дега появился на свет в 1834 г. Отец-банкир с трудом дал разрешение Эдгару на обучение живописи. В 21 год. молодой человек поступил в Школу изящных искусств. В 1865 г. картину Дега «Сцена из жизни средних веков»одобряют для выставки в Салоне. Знакомство с импрессионистами меняет мировоззрение художника. Он отходит от академизма. Дега отдает предпочтение жанровой живописи, изображая окружающих его простых людей.

Эдгар Дега Сцена из жизни средних веков

Начиная с 1870-х годов Дега пробует писать пастелью. Этот материал пришелся художнику по душе, так как объединял живопись с графикой. Стиль Дега отличался от остальных импрессионистов, ставивших на первое место свет. К тому же Дега не ездил на пленэры, предпочитая делать зарисовки в кафе, на скачках, в магазинах. Он пытался выразить экспрессию через линию и рисунок, что не всегда находило понимание у других импрессионистов.

Уроки живописи. Импрессионизм. Учимся рисовать как Моне. Пейзаж маслом

Эдгар Дега Женщины на террасе в кафе

Дега всегда принимал деятельное участие в организации выставок импрессионистов во Франции. Он пропустил только одну из них по идейным соображениям. Однако сам он себя импрессионистом не считал.

Работы Дега не так радостны, как картины его товарищей. Часто он изображал жизнь без прикрас, как в картине «Любители абсента».

Эдгар Дега Любители абсента

Вокруг Дега собрался свой круг молодых художников ‒ Видаль, Кэссет, Рафаэлли, Тилло, Форен и др. Это вносило раскол в общество импрессионистов и привело к неминуемому конфликту и, в конце концов, к распаду товарищества.

В 1880-е годы Дега создает серии работ: «В магазине шляп», «Обнаженные женщины за туалетом». Последняя серия пастелей вызвала негодование публики, поскольку женщины изображались реалистично, в интимном виде за повседневными занятиями.

Эдгар Дега Женщина за туалетом

Серия «Скачки» и «Танцовщицы» позволили художнику передать рисунок в движении. Тема балета была близка Дега. Никто, как он, не смог передать сущность танца. Эдгар рисовал хрупких танцовщиц на сцене и за кулисами. Рисунки он часто делал по памяти в студии, что также было несвойственно импрессионистам.

Эдгар Дега Балерины у станка

Дега так и не создал семьи. Он славился трудным, неуживчивым характером. Его единственной страстью было искусство, которому он посвящал все свое время.

После 1890 г. Дега страдает заболеванием глаз и частично теряет зрение. Мастер обращается к скульптуре. Он лепил из глины и воска танцовщиц и лошадей, но многие его статуэтки впоследствии погибли из-за хрупкости материала. Впрочем, 150 работ, оставшихся после смерти художника, удалось перевести в бронзу.

Эдгар Дега Маленькая танцовщица

Последние годы Дега провел незрячим. Это было для него большой трагедией. Эдгар Дега умер в 1917 г. в Париже, оставив после себя большое наследие в виде рисунков, картин, скульптур.

Исходя из историй жизни художников, видно, что импрессионизм имеет много граней. В свое время он стал революцией в искусстве Франции и всего мира, открыв возможность для появления многих новых направлений. Но одно объединяло всех импрессионистов. Это стремление к изображению хрупкой, ускользающей красоты мгновений, из которых и строится жизнь.

Пишем маслом по мотивам картины Клода Моне. Вариат 2 ускоренная запись . Импрессионизм

Импрессионизм, — картины современных художников и шедевры прошлых веков

Импрессионизм — направление в искусстве в I860 — начале XX в. Его представители стремились непредвзято и естественно запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Крупнейшие представители: Э. Мане, К. Моне ( оригиналы и копии картин Моне), О. Ренуар, А. Сислей. К. Писсарро, П. Сезанн, Э. Дега, Б. Моризо, А. Гийомен, Э. Буден, Дж. Уистлер, М. Либерман, Л. Коринт, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь, О. Роден, П. П. Трубецкой. ( см. также картины современных художников в стиле импрессионизм.)

Картины современных художников: в стиле импрессионизм:

(открытие в отдельном окне, вы можете добавить свою картину в галерею)

Импрессионизм (от фр. Impression — впечатление) – движение в искусстве 19 века, ассоциируемое с деятельностью парижских художников 1860-х годов. Автор термина – арт-критик Луи Лерой, в 1860-м году посетивший выставку, где выставлялась работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Всех художников, рисовавших примерно в одном жанре, он назвал «впечатленцами», «импрессионистами». Изначально саркастическое название прижилось и в дальнейшем утратило негативный смысл. Кроме изобразительного искусства движение импрессионистов впоследствии затронуло музыку, литературу и кинематограф.

Широкой публике известны имена художников-импрессионистов Клода Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Поль Сезанн. Также огромное влияние на импрессионизм оказали живописцы Эдгар Дега, Берт Морисо, Камиль Писаро, Эдуард Мане и др.

Импрессионизм как направление в живописи включает в себя несколько характеристик техники рисования: видимые мазки кистью, открытость композиции, упор на световые приемы передачи форм, изображение рядовых предметов, иллюзию движения как важный элемент человеческого восприятия и необычные углы обзора всей композиции. Иногда под импрессионизмом понимают предметы искусства, созданные в этом стиле, но уже после 19 века. И все же стоит отличать импрессионизм как направление в искусстве, которое на данный момент является законченным, и стиль импрессионизма, продолжающий использоваться в работах современных авторов.

Общий обзор

Для своего времени движение импрессионистов было радикальным течением в живописи, которое ломало все традиционные правила академического искусства. Импрессионисты начали с того, что отвергли четкие линии и начали накладывать на них мазки краской. Они расширили пространство процесса рисования – вышли из тесной студии обратно в мир. До этого и портреты и пейзажи обычно рисовались внутри помещений, а импрессионисты открыли, что они могут поймать мгновенный эффект от света, если будут снова рисовать на пленере (an plein air – на открытом воздухе). Делая упор на рисование реалистичных сцен из жизни, они старались скорее передать впечатление нежели множество деталей. Они использовали короткие мазки чистой, несмешанной краски, чтобы достичь эффекта интенсивной цветовой вибрации, жизни картины.

В то время, когда творили импрессионисты во Франции, художники в Италии и США также независимо от них открывали для себя искусство пленэра, но именно импрессионисты разработали ряд принципиально новых художественных техник, которые специфичны только для их движения. Хотя импрессионисты и стояли на позиции, что у каждого есть свой способ видеть, их видение – было взглядом внезапности, движения, изменчивости, игры света во множестве ярких и экспрессивных красок. Таким образом, импрессионисты старались передать совсем не то, каким является объект, а то, каким он является нам, то есть впечатление нашего зрения.

В самом начале импрессионисты завоевали любовь простой публики, которая увидела за движением огромный художественный потенциал, хотя критики-современники были далеки от восторга. Следующими были художники, которые согласившись с авторитетом импрессионистов, испытали огромное влияние этого течения. Его можно проследить не только у пост-импрессионистов, но, например, даже у кубистов.

История

Во Франции начала 19 века во всем, что касалось живописи и скульптуры, безраздельно господствовала Академия искусств, настаивавшая на традиционных стандартах живописи не только в стиле, но и в содержании. Поощрялось рисование исторических персонажей или событий, религиозных сюжетов. Изображение должно было быть максимально приближено к статической реальности, все цвета консервативны, а линии тщательно прорисованы. На протяжении нескольких лет в салоне при Академии пытались выставляться молодые художники, картины которых были новы и отличались от признанных стандартов. Но год за годом официальные гранды живописи и критики предпочитали тривиальные работы художников-традиционалистов, а не их произведения. Молодые художники (Клод Моне, Альфред Сислей, Пьер-Огюст Ренуар, Фредерик Базиль) объединились и стали рисовать вместе, а также искать возможности для совместного представления своих работ. Вскоре к ним присоединились Камиль Писсарро и Поль Сезанн. Их выставки, которые пользовались большим успехом у публики, Академия искусств пыталась запретить. Но император Наполеон II, посетивший одну из выставок в 1863 году, вынес вердикт, что публика сама может решать, что ей нравиться, а что нет. Таким образом, дорога импрессионизму была официально открыта.

Техника импрессионистов

В понятие импрессионистской техники необходимо включить следующие приемы:

  • — Короткие, толстые мазки краской используются, чтобы достичь скорее эффекта присутствия предмета изображения, а не прорисовки деталей.
  • — Цвета располагаются рядом друг с другом, минимально смешиваясь, чтоб создать эффект вибрации, воздуха, также как это происходит в глазах наблюдателя.
  • — Избегается использование черного цвета. Серые и темные тона создаются путем смешивания других красок.
  • — Свежие краски накладываются друг на друга, без ожидания подсушки предыдущих слоев.
  • — Игра естественного света усиливается. Большое внимание уделяется отражению одного объекта другим.

Конечно, на протяжении истории мирового искусства, художники уже использовали эти техники, но только импрессионисты впервые объединили их, чтобы создать совершенно новое направление в искусстве. Как предшественников можно назвать таких художников: Диего Веласкес, Эль Греко, Юджин Делакруа, Теодор Руссо и т. д.

Влияние импрессионистов на другие виды искусства

Как уже было сказано, движение импрессионистов в области искусства было очень влиятельным и важным на своих современников. В литературе и музыке появляются молодые люди, которые провозглашают своим творческим девизом передачу впечатлений, а не реальности. Они пытаются перенести технику и содержание изобразительного импрессионизма в свою сферу.

В музыке наибольшего успеха добиваются Клод Дебюсси и Морис Равель. А в литературе Бодлер, Маларме, Рембо, Вирджиния Вульф и Джосеф Конрад.

Мне импрессионизм нравится, это очень живой, эмоциональный, личный стиль. Здесь предметы и люди не изображаются объективно и максимально реалистично, наоборот, каждая композиция такова, какой ее увидел конкретный автор. Импрессионисты рисовали не окружающую реальность, а свое настроение, по их работам можно понять, какие чувства у автора вызывала композиция, или какие эмоции переживал во время создания картины — будь то пейзаж или натюрморт. Картины этого жанра заражают своим настроением, поэтому [Развернуть]

10 самых известных картин в стиле импрессионизм

Особенности импрессионистической живописи включают отличительные мазки, яркие цвета, простой предмет изображения, откровенные позы и композиции, и самое главное, акцент на точное описание света в его изменяющихся качествах и необычные углы изображения. Импрессионизм появился во Франции в середине девятнадцатого века. До этого художественного движения натюрморты и портреты, а также пейзажи обычно писались в мастерской. Импрессионисты нарушили [Развернуть]

10. «Паркетчики»

Французское название: Les raboteurs de parquet
Художник: Гюстав Кайботт
Год:1875

«Паркетчики», одна из первых картин, на которой изображён городской рабочий класс, иллюстрирует постоянный интерес Кайботта к перспективам и повседневной жизни. Обратите внимание, как красиво Кайботт улавливает свет через окно и возникающие тени. Картина также известна реалистичностью фотографии. Она была отклонена самой престижной художественной выставкой Франции – Салоном, потому что [Развернуть]

9. «Любительница абсента»

Мастер-класс Игоря Сахарова, импрессионизм для начинающих

Французское название: L’Absinthe
Художник: Эдгар Дега
Год: 1876

Эта знаменитая картина Дега является представлением растущей социальной изоляции в Париже на этапе его быстрого роста. На картине изображена женщина с бокалом абсента, тоскливо смотрящая перед собой. Рядом с ней сидит мужчина, похожий на алкоголика. Дега попросил знаменитую актрису Эллен Андре и богемного художника Марселена Дебутена изобразить двух абсентных алкоголиков в своём любимом парижском [Развернуть]

|ВИДЕОУРОК| Масло — Надежда Ильина «Картина Клода Моне»

кафе «Новые Афины».

Английские критики считали людей на картине ужасно деградированными и неуклюжими, а женщину даже высмеивали как проститутку. Некоторые рассматривали картину в качестве урок предупреждения против абсента и французов в целом. Позже «L’Absinthe» приобрела популярность и повлияла на работы многих художников. Теперь она известна своей уникальностью и считается шедевром.

8. «Мост Буальдьё в Руане в дождливый день»

Художник: Камиль Писсарро
Год: 1896

Эта картина знаменует возвращение Камиля Писсарро, «старейшину» художников-импрессионистов, к импрессионизму после десятилетия экспериментов с пост-импрессионизмом и пуантилизмом. Писсарро создал серию картин этого моста и его окрестностей в разное время суток и погодных условиях. Это самая известная среди них.

Сам Писсарро описывает картину так: «Темой является мост возле Площад Биржи с эффектом дождя, [Развернуть]

.6. «Парижская улица в дождливую погоду»

Художник: Гюстав Кайботт
Год: 1877

Эта картина, которая считается одной из величайших картин городской жизни в XIX веке, является самой известной и амбициозной работой Кайботт. Произведение изображает площадь Дублина, пересечение возле Вокзала Сен-Лазар, железнодорожной станции на севере Парижа. Даже несмотря на то, что не видно ни одной капли, Кайботт мастерски создаёт впечатление дождя через освещение, отсутствие сильных теней и впечатление [Развернуть]

Импрессионизм. Пишем как Моне. Мастер класс с Александром Гнилицким

7. Завтрак гребцов

Французское название: Le dejeuner des canotiers
Художник: Пьер Огюст Ренуар
Год: 1880 – 1881

В «Завтраке гребцов» Ренуар использует элементы искусства композиции в качестве баланса и гармонии, а богатые цвета, характерные для импрессионизма создают восхитительное изображение.

Известная богатством формы и мастерским использованием света, эта картина является романтизированным портретом друзей Ренуара, которые наслаждаются послеполуденным временем на балконе вдоль [Развернуть]

реки Сены. Среди людей на картине находится будущая жена Ренуара и другой известный художник-импрессионист Гюстав Кайботт. Картина представляет собой изменение характера французского общества в конце девятнадцатого века в результате промышленной революции; когда рестораны приветствовали людей многих классов.

Актёр Эдвард Г. Робинсон сказал, что тридцать лет он периодически навещал этот шедевр и смотрел на него, думая о том, как его украсть.

5. «Завтрак на траве»

Французское название: Le dejeuner sur l’herbe
Художник: Эдуард Мане
Год: 1862-1863

Обнажённая женщина, беззаботно обедающая с двумя полностью одетыми мужчинами, была оскорблением уместности того времени, и Мане потряс французскую публику, выставив эту картину в Salon des Refuses в 1863 году. Хотя картина не реалистичная, она представляла собой заявление в пользу индивидуальной свободы художника. С первой публикации эта картина озадачила аудиторию и критиков. Существуют [Развернуть]

4. Впечатление. Восходящее солнце

Художник: Клод Моне
Год: 1872

Эта картина славится тем, что дала название импрессионистическому движению и теперь стала квинтэссенцией символа импрессионизма. Критики восприняли её не очень хорошо, а термин «импрессионист» был придуман в сатирическом обзоре Луи Лероя, в котором он сказал, что: «Обои в зачаточном состоянии более закончены, чем этот морской пейзаж». Импрессионистское движение, однако, вскоре стало настолько популярным, что распространилось [Развернуть]

на музыку и литературу.

Тема картины – гавань Гавра во Франции. Она отмечена очень свободными мазками, которые намекают, а не определяют её. Моне использует цвет как основной фактор, чтобы ухватить саму суть сцены.

Самое интересное в этой картине то, что если вы сделаете чёрно-белую копию, то солнце почти полностью исчезнет.

3. Бар в «Фоли-Бержер»

Французское название: Un bar aux Folies Bergere
Художник: Эдуард Мане
Год: 1882

Импрессионизм. Как рисовал Моне. Мастер-класс по живописи с Александром Гнилицким.

Последняя крупная работа Мане «Бар в Фоли-Бержер» примечательна его детальным представлением современной сцены, которая показана через зеркало за центральной фигурой. Богатство деталей картины помогают понять социальный класс и атмосферу того времени. По словам искусствоведа Ларри Л. Лиго, блюдо с апельсинами на переднем плане подразумевает, что барменша является проституткой, так [Развернуть]

как Мане ассоциировал апельсины с проституцией в своих картинах. Другой критик Т.Дж. Кларк говорит, что она представлена «как продавцом, так и товаром – чем-то, что можно купить вместе с напитком».

Картина была предметом многих споров, и некоторые критики обвинили Мане в невежестве перспективы, заявив о различных невозможностях в картине. Однако, в 2000 году была представлена фотография, сделанная с подходящей точки для поэтапной реконструкции, чтобы воссоздать сцену, написанную Мане.

2. «Бал в Мулен-де-ла-Галетт»

Французское название: Bal du moulin de la Galette
Художник: Пьер Огюст Ренуар
Год: 1876

Эта картина, один из самых знаменитых шедевров импрессионизма, который описывается как «самая красивая картина 19-го века», изображает обычный воскресный день в «Мулен-де-ла-Галетт» в районе Монмартра в Париже 19-го века. «Мулен-де-ла-Галетт» был танцзалом под открытым небом и кафе, которое находилось близко к дому Ренуара.

Он часто посещал воскресные дневные танцы [Развернуть]

в этом кафе и наслаждался наблюдением за счастливыми парами. Для него оно обеспечило идеальную обстановку для картины.

Свой настоящий талант Ренуар раскрывает в «Бале в Мулен-де-ла-Галетт», связывая искусство коллективного портрета, натюрморта и пейзажной живописи. То, как он использует свет в этой композиции, а также текучесть его мазков типично для импрессионизма. Холст картины уникален по своим размерам. Это была самая амбициозная фигуративная картина Ренуара, и ни один художник до него не создал холст, запечатлевающий момент повседневной жизни такой величины.

По состоянию на март 2022 года «Bal du moulin de la Galette» является седьмой (с учётом инфляции) в списке самых дорогих когда-либо проданных картин.

1. «Кувшинки»
Французское название: Nympheas
Художник: Клод Моне
Год: 1890-ые – 1920-ые

Серия картин Моне «Кувшинки» была описана как «Сикстинская капелла импрессионизма». Она состоит из приблизительно 250 картин маслом, которые были написаны Моне в течение последних тридцати лет его жизни. В настоящее время они выставлены в музеях по всему миру.

Ослепительная сложность цвета и света в панелях «Кувшинки» открывает глаза зрителя на невероятное разнообразие природы и на глубину и тайну [Развернуть]

жизни, которую она поддерживает. В этих работах удивительно то, что когда Моне писал большинство этих шедевров, его зрение очень сильно ухудшалось из-за катаракты.

Джованна Бертаццони, директор аукционного дома Кристис и руководитель департамента импрессионизма и современного искусства, сказала: «Картины Клода Моне с кувшинками относятся к числу самых известных и знаменитых работ 20-го века и оказали чрезвычайное влияние на многие последующие поколения художников».

Для новичков | Пруд с кувшинками в стиле Клода Моне • 1 техника • 2 вида материалов • 2 картины

Благодарю за грамотный и познавательный текст. Здорово!